Карельский национальный костюм. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Карельский национальный костюм. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Янина Немирова
Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Конспект ООД для старшей группы.
Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное занятие с использованием элементов социо-игровой технологии. Интеграция в образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Карельский народный костюм».
Цель: - познакомить детей с предметами карельского народного костюма, с традициями карельского народа;
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать навыки связной диалогической речи, умение отгадывать загадки;
- развивать коммуникативные навыки, навыки изображения пантомимой и движением;
- прививать интерес к изучению родного края, его традиций.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, парой, индивидуальная.
Материал: манекены девочки, мальчика, одетые в карельскую одежду; отдельные предметы национальной одежды и обуви; иллюстрации, изображающие людей в национальной карельской одежде; ленты на палочках для игры, смайлики грустный и веселый по количеству детей.
Ход ООД:
1. Введение.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребенок здоровается, делает шаг вперед и выполняет в это же время какое-либо народное движение.
Вспомнить с детьми, как называется наша республика, город, в котором мы живём, какие народы живут в Карелии.
- У нас в республике есть свои народные традиции, своё искусство и своя народная одежда.
2. Основная часть.
Рассматривание с детьми в общих чертах особенности карельского костюма: преобладающие цвета, вышивка. Ответы детей по наблюдениям.
Затем рассматривают предметы одежды на манекенах:
а) - мальчики, мужчины носили шляпы.
Поговорка: Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу, соскочу-привечу.
- Мужчины всегда снимали шляпу при встрече, а так же в помещении.
Разыгрывается ситуация «встреча».
- Женщинам же головной убор снимать не надо. Девочки носили ленты, жен-
щины – платок.
Игра с лентами «Кто быстрее накрутит ленту». Дети выбирают себе пару глазами - социо-коммуникативная игра «Разведчики». Становятся друг напротив друга и накручивают с двух сторон ленту на палочке, пока не дойдут до середины.
б) Рассмотреть рубашки мальчика, девочки, их отличия.
Ай, да Маняшка!
Какова на братишке рубашка!
Вся хитрым узором обвита,
Шелками расшита.
- Кто шил одежду, вышивал? (женщины, девочки) Почему мужчины не вышивали, чем они занимались? (ходили на охоту, ловили рыбу, заготавливали дрова)
в) Рассматривание юбки, фартука, брюк. Обратить внимание на то, что как и сейчас у людей была будничная и праздничная, нарядная одежда.
г) Рассматривание обуви на иллюстрациях: что носили летом, название обуви (лапти)
Загадка: Отгадай загадку, кто мы:
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа-
Топать, шлёпать по болотам. (сапоги)
Д/и «Угадай, из чего сделано»- дети по желанию трогают обувь и говорят, из чего она сделана (лапти, сапоги, валенки)
- лапти делали из лыка, бересты (коры, сапоги – из кожи животных, валенки – из валяной шерсти.
г) Игра с использованием социоигровой технологии.
Разделение на команды: Дети разделяются на три-четыре команды с помощью полосок по количеству детей (на полосках нарисованы различные узоры в карельском стиле –елочки, волна, топорики). Дети должны найти такой же узор и построится в команды. Задание: одна команда воображаемо наряжает одного из игроков в какие-то предметы одежды, обуви, аксессуаров (изображает действиями, рассказывать нельзя) Другая команда угадывает что они надели и называет эти «предметы одежды». Затем задание выполняет другая команда.
3. Подведение итогов.
- покажите смайликами понравилось ли вам занятие. Чем понравилось?
Источник: https://nymall.ru/stati/evreyskiy-nacionalnyy-kostyum-nakidka
Татары национальный костюм. Татарский национальный костюм: основные элементы и их значения
У каждого народа имеются традиции и обычаи, которые выражаются в элементах культуры и быта, одежде, еде. Узнать о том, как формировался и зарождался тот или иной этнос, позволяет одежда. Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век – время появления татарского костюма.
история формирования национальной одежды татар
как и большинство элементов одежды, татарский национальный костюм возник под влиянием особенностей жизни народа. нужно помнить, что в этом случае дизайн учитывает особенности нескольких групп народностей. основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. отражение в костюмах получили религия и традиции - верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно. крымско-татарский костюм, как и любой другой вариант, создавался для удобства длительной верховой езды, поэтому для пошива вещи использовался мех, кожа, верблюжий или бараний войлок, а также сукно. современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.Национальный костюм бурятов. Особенности
Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.
Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.
Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.
Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.
Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.
После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.
Национальный костюм башкиров. Башкирский женский национальный костюм
Хамеева А.З. 1
1 МБОУ Лицей с.Нижнеяркеево
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Организационно-подготовительный этап
1.1. Введение
Сила традиций и сила творчества в их сочетании
– животворящий источник всякой культуры.
Пётр Савицкий
Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.