Еврейский национальный костюм. Накидка
Еврейский национальный костюм. Накидка
Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.
Самая интересная и даже таинственная часть – одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки – Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска – «тхэйлет» – присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.
На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.
Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.
Карельский национальный костюм. Женский национальный костюм
У каждого народа свои представления о красоте. У карельских жителей долгое время эталоном красоты считались женщины крепкие и плотные, даже немного полноватые. Обладательница подобных форм считалась дамой трудолюбивой и серьезной. Чтобы продемонстрировать не только свою внешнюю красоту, но и навыки рукоделия, каждая женщина дополняла свой наряд элементами вышивки, шитья, вязания и другими элементами собственноручного изготовления.Можно выделить два комплекта традиционных костюмов для женщин. В первый комплект входят сарафан и холщовая рубаха. Вначале был длинный косоклинный сарафан с широкими проймами, а в дальнейшем его сменил прямой сарафан с шерстяными или хлопчатобумажными лямками. Второй комплект национальной женской одежды состоял из рубахи и юбки. Такую одежду носили представительницы ливвиков — одного из народов Южной Карелии. Чаще всего юбку шили из пяти-шести полотнищ, в результате чего получалось полосатое изделие. Некоторые представительницы прекрасного пола предпочитали несшитые юбки из полусукна или домотканого холста. Обязательным атрибутом национального карельского костюма считается передник, который повязывали поверх юбки или сарафана. Нижнюю часть передника украшали спиральные нити. Жительницы Северной Карелии дополняли свой образ большим платком, накинутым на плечи. Головные уборы у девушек и у замужних женщин заметно отличаются: незамужним девушкам полагалось украшать голову платком или повязкой, а головной убор замужних дам состоял из двух слоев: повойника и платка. Все головные уборы были богато украшены жемчугом и другими яркими элементами. В каждом уезде Карелии костюмы имеют свои нюансы. Сетка из белого конского волоса, жемчужные серьги, повязка из жемчуга, надевавшаяся поверх косынки, ленты и широкие рукава, затянутые на уровне локтя, — все эти атрибуты показывают принадлежность обладательницы костюма к определенному уголку Карелии. Обязательным дополнением женского наряда считался отнюдь не женский предмет — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом. Крепился такой нож к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до тридцатых годов, а у пожилых женщин — до конца семидесятых.Национальный костюм евреи картинки. Еврейский костюм в древности
В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней.
Иллюстрация. На мужчине: верхняя одежда - ефод, рубаха с широкими рукавами. На женщине: широкое нижнее платье и верхняя распашная одежда.
На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.
Иллюстрация: Древние иудеи (первосвященник, левиты)
Иллюстрация. Знатные иудеи
Мужской костюм
Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.
Национальная одежда еврейского народа. Немного истории
Как и любой национальный костюм одеяние евреев может похвастаться древними корнями и богатой историей. При его создании придерживались одной цели – представители нации должны легко адаптироваться в любой точке земного шара. Причина подобного желания вполне объяснима. Во многих странах евреев слегка недолюбливали.
Первые одежды создавались под воздействием вавилонских костюмов. Освободившись от оков рабства, иудеи продолжали носить по две рубахи (из полотна и шерсти), кафтан и широкий пояс.
Во времена правления царя Соломона одеяния евреев стали богаче и ярче. Для пошива одежды использовались воздушные ткани насыщенных расцветок. Костюмы декорировали драгоценными камнями и золотистыми узорами.
Знатные дамы вплетали жемчужные нити даже в прическу, чтобы подчеркнуть высокое положение в обществе. Постепенно роскошь стала исчезать из национальных одеяний. Вещи иудеев стали более сдержанными, исчез кричащий декор. Зато больше внимания уделяли отдельным элементам костюма.
Главное предназначение наряда в это время заключалось в том, чтобы подчеркнуть религиозность и принадлежность к конкретной общине.
В двадцатом столетии, чтобы слишком не выделяться из толпы, евреи позаимствовали одеяния у европейцев. В их гардеробе появились шляпы и длинные сюртуки. В подобном наряде не составляло труда слиться с местными обитателями любого провинциального городка в Европе. Даже когда во всем мире подобные предметы гардероба вышли из моды, иудеи продолжали их носить.