Туристический примус. Примус туристический: виды и их эволюция
Туристический примус. Примус туристический: виды и их эволюция
В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.
Виды советских походных горелок:
- Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
- Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
- Инфракрасные.
Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1» , копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.
Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.
Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2» , который был выпущен в 1984 г. Он удался!
Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.
Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.
Полезные статьи:
- Мультитопливные и газовые горелки Коveа. Испытано на себе
- Газовые баллоны для горелок. Как выбрать?
- Мультитопливная горелка: когда многофункциональность действительно необходима?
Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз , которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.
В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).
Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье .
Примус Шмель. Полет шмеля: как я разжигал примус Шмель
Разбирая «запасы» в дачном сарае, я случайно обнаружил ветерана походов и зимних рыбалок примус Шмель 2. Вид он имел вполне лихой, хоть и слегка поживший и не ухоженный. И не мудрено – возраст то не юный, как гласит надпись, сделан он был еще в 1984 г. Стоила эта чудо-вещь 15 рублей, что по тем временам было немалой суммой (например, в эту же сумму обходилось одно место в плацкарте Мурманск — Ленинград).
Примус Шмель – бензиновая горелка насосного типа, вернее целый их клан под номерами от 1 до 4. Подробно об этих моделях и их особенностях можно прочитать тут.
Сегодня их уже не выпускают, хотя с рук можно купить б/у в хорошем состоянии. К тому же есть современные «вариации на тему», которые многое взяли от туристического примуса Шмель, в частности киргизский «Дастан» — практически полная копия моего испытуемого.
Итак, я открыл бачок «ветерана», выкрутив насос, и залил бензин «Калоша». Так как ключ для регулировки подачи топлива сгинул в пучине времени, вместо него я приготовил пассатижи.
Так как эксперимент был спонтанным, то вместо сухого спирта в разогревочную чашечку я налил бензин. Перед этим я сделал примерно 20 качков насосом.
Перед тем как поднести спичку, я все же решил вынести мой примус Шмель 2 во двор. Все-таки и он был совсем не новым и я в последний раз пользовался таким агрегатом лет 20 назад, а сейчас предпочитаю горелки Коvea.
Меры предосторожности были уместными. Примус вспыхнул факелом, даже там, где пламени не должно было быть. Затушив его водой, я начал разбираться в проблеме.
Оказалось, что учинил вовсе не примус бензиновый шмель, а я сам забыл об одном важном нюансе – прежде чем подносить спичку нужно убедиться, что ручка насоса встала в паз.
Второй запуск примуса Шмель оказался удачным, несколько минут погорев факелом, он загорелся голубой розочкой и загудел, напоминая мне времена моего детства и юности. Все-таки зря мы называли его смерть туриста, потому что во многих проблемах с бензиновым примусом Шмель были виноваты мы сами – не чистили так часто, как было надо.
Ведь в уходе нуждаются даже современные бензиновые горелки . Если использовалось не очень качественное топливо, то их приходится чистить после каждого приготовления пищи.
Итак, вывод – ветеран еще готов к бою, а если над ним «пошаманить», то будет и выглядеть вполне пристойно, почти как новый.
Полезные статьи:
- Горелка газовая туристическая, походная: как выбрать?
- Газовые баллоны для горелок. Как выбрать?
Примус туристический Шмель-2. Возрождение легенды
« — А мы примуса не держим. Зачем? Мы ходим обедать в вегетарианскую столовую…»
Недавно прибираясь в своём сарае, брательникстарый отцовский туристический «примус».
А, так как в вегетарианскую столовую мы не ходим, а из нас двоих я один по молодости имел неосторожность публично именовать себя туристом, то мне этот артефакт и был торжественно вручен безо всяких возражений (там еще гантели, велосипед, санки детские, … – чуть удрал).
Так досталась мне легендарная советская бензиновая горелка «Шмель-2».
Легендарная, потому как среди самых разных горелок на протяжении многих лет являвшихся обязательным спутником очень многих любителей природы (, охотников,, альпинистов, натуралистов и пр.), а также людей тесно с ней связанных в силу обстоятельств или по роду деятельности,второй Шмель заслуженно считается одним из самых конструктивно удачных решений, в том числе среди самих Шмелей (кроме «второго» и, разумеется, «первого», есть еще и Шмель-3, и Шмель-4).
Конечно, есть и, удачные, популярные, и хорошие наверное, но не о них сейчас речь. Я их знать не знаю, и в сарае мы их не
Шмелю посвящены целые сайты или разделы на туристических или охотничьих ресурсах, без упоминания иных аналогичных приспособлений (то есть Шмель и все, — другого нет). В сети куча ностальгическихи выражений благодарности этому прибору от людей бывалых и знающих толк. А это о чем-то да говорит.
Впрочем, есть и другая сторона…
Тот же интернет пестрити заголовками:
— кто, как, где, когда пытался привести этот (обычно уже как в моем случае бывший в употреблении) прибор в чувства;
— кто сколько дней и ночей потратил на;
— кто, как искал или сам мастерил экзотические и неповторимые детали и прокладки;
— кто, какими стараниями, каким, и под какой бубен свой «примус» в первый раз разогревал-…, и кто, на каком этапе в итоге на все это дело плюнул…
А если (то еще интереснее и далеко не редко) довел-таки процесс до логического завершения, то как и что, воспламенил, пожег, прожег, взорвал, погорел сам.… Удивил, порадовал, осчастливил тем друзей, жену, пса, кота, соседа.… Спалил до кучи одежду, снаряжение, палатку, лодку, дом, лес, деревню, город…. (нужное и там и там подчеркнуть)
И еще о легендарности:
Когда я начал консультироваться по техническим вопросам ремонта «примуса» у своих парней в цеху (дабы не пополнять и без того богатый список погорельцев), то выяснилось, что ни один из наших мастеров-механиков восьмидесятых-девяностых годов рождения даже не знает о чем идет речь. Т.е. такого слова молодежь просто не слышала.
Какой я оказывается уже мамонт…
А может не в том дело? Ведь за все последние годы ни, никакая, лично мне, например (как видимо и им), ни разу в принципе не понадобилась. Ни бензиновая, ни керосиновая, ни (даже казалось бы вездесущая уже) китай-газовая. Как-то мы все больше по-пещерному, по-простому, —, да нодейкой обходимся. Хотя, говорят, это до поры, — до первой горы безлесной, поля, льда бескрайнего, где мне ещене приходилось.
Но вернемся к прибору.
Внешний вид и состояние при первичном осмотре, — вполне даже ничего.
Отражатель (рассекатель) и колпачок под ним на месте.
Ниппель (жиклер) тоже в наличии. Чистый. На месте ли игла, — не проверил, не успел, но дойдут еще руки, дойдут.
Корпус не битый, не ржавый, ветрозащита, держатели, — все как положено и закопчЁно для порядка.
Даже паспорт есть (с отметкой о продаже: огонь-то мне Олимпийский достался!!!)
Насос качков так за двести смог, дал-таки давление, а регулировочный кран (даже съемная рукоять в комплекте), — шипение (впрочем не долгое). Значит внутри, хочется верить, не все безнадежно.
Пациент произвел впечатление вполне жизнеспособного, а значит, есть шанс повторить пройденный уже многими путь по восстановлению работоспособности с минимальными потерями (мечты, мечты ).