Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Как выглядит татарский национальный костюм. Как изменился костюм

25.04.2022 в 03:42

Как выглядит татарский национальный костюм. Как изменился костюм

К 1930-1940 годам традиционный татарский костюм практически вышел из обихода. Некоторые элементы остались лишь на селе. Например, в городах женщины уже не покрывали голову, а на селе они продолжали это делать до 1960-х.

«Прерывание традиции привело к тому, что традиционный костюм не просто исчез, а трансформировался, регрессировал, - считает Дина Гатина-Шафикова. - Выросло поколение, которое видело татарский костюм только на театральных подмостках. Но на сцене многое приходится утрировать - костюмы там намного ярче, на них много вышивки, часто даже не с татарским орнаментом. Да и сшиты они из искусственных тканей, которые наши предки не использовали».

Как выглядит татарский национальный костюм. Как изменился костюм

Мужские тюбетейки теперь почему-то носят и женщины. Жилетки татары вообще никогда не носили. Фото: АиФ/ Владимир Анин
Штаны с широким шагом на сцене заменили турецкими шароварами, которые татары никогда не носили. Камзол стал настолько коротким, что его принимают за жилет, которого в гардеробе татар также не было. Всё короче становится женское платье, которое многие танцевальные коллективы заменили туникой в комплекте с шароварами, чего татарка, конечно, не могла себе позволить.

Повсеместно на праздниках используют в костюмах фартуки, которые татарки раньше носили только в сельской местности и дома. Неудивительно, что многие считают, что традиционный татарский костюм мог быть именно таким, отмечает Дина Гатина-Шафикова.

Как выглядит татарский национальный костюм. Как изменился костюм

Фартук татарка носила только дома. А сейчас он поверх платья - традиционный праздничный наряд. Фото: АиФ/ Артем Илошваи

Впрочем, исследователи отмечают, что с середины 1990-х началось возрождение татарского костюма. Люди стали интересоваться своими корнями, и дизайнеры начали использовать отдельные элементы костюма – украшения с традиционным татарским орнаментом. Этим летом в моду вошли туникообразные платья с воланами, похожие на те рубахи, которые носили татарки до второй половины XIX века.

Кстати

Сельчане шили одежду из домотканого льняного или конопляного полотна. Лён и коноплю выращивали сами, а ткань пряли на домашнем станке. Пока ткани красили природными красителями, одежда была приглушённых цветов – кирпичного, синего, белого, а с появлением химических красителей татарки стали использовать для вышивки и декорирования всю палитру цветов. К концу XIX века одежда была уже преимущественно цветная, а для пошива использовали покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная вышивка татар - цветочно-растительный орнамент. До наших дней дошёл самый известный мотив – тюльпан, который использовали с булгарских времён.

В материале использованы иллюстрации художника К. Гуна из книг «Татарки Казанской губернии» (1862), «Татары мусульмане» (1862), «Татарский наряд» (1862), а также рисунок художника Л. Белянкина из сборника «Русские народы. Наброски пером и карандашом. Европейская Россия» (часть 1, выпуск 3, 1894).

Татарский костюм мужской. Немного истории

Татарский костюм мужской. Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался. Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина.

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде. Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать.

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Татарский костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой.

История

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Наряд полностью сформировался в 18 веке, но одеяние изменяли не один раз, остались нетронутыми лишь элементы. Черты костюма зависели от региона и веры. У крымских татар наряд отличался существенно, именно от них в моду вошли широкие юбки. В остальных регионах женщины носили платья в форме клина.

Традиционный наряд татар состоял из шаровар и рубахи-платья. Сверху надевали кафтан или халат. Костюм дополняли легкой льняной одеждой без подкладки — чоба. Женщины надевали жилеты и фартуки. Костюма татар обильно украшали и использовали материй ярких расцветок.

Цвета и оттенки

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

В 18 веке в основном акцент делали на красный цвет. Это символ того, что хозяин принадлежит к знатному роду. Но уже в 19 столетии вещи красного цвета стали надевать только на праздники.

У татар белый цвет — символом траура или старости. Одежду такого цвета надевали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

Современный татарский костюм яркий и сочный. Часто встречается сиреневый, изумрудный и синий цвет. Они замечательно сочетаются с орнаментом и отделкой. Вышивку делают золотистыми или серебристыми нитями, они придают вещам индивидуальность.

Ткань и орнаменты

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

В старину наряды изготавливали в основном из бархата. Подола и края одеяния украшали мехом. Со временем одежда становилась легче, стали использовать другие ткани, такие как хлопок, шерсть и шёлк.

Камзол шили из парчи с мелким орнаментом. Сегодня наряды в основном шьют из шёлка и атласа, так как ткань легкая и приятная на ощупь.

В вышивке использовали растительный орнамент. Все орнаменты разделяли на 3 категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Геометрические узоры были на втором плане, а на первом месте — сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – использование разных оттенков.

Крой и швы

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Костюмы татар имели трапециевидной формой. Народ носил широкие рубахи, похожие на туники и объемную верхнюю одежду. В сорочке не было плечевых швов, ее шили из прямого сукна. Для оформления использовали декоративные швы:

  • Вразброс.
  • Кипрская ткань.
  • Досочный.

Головные уборы

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Они делятся на домашние и выходные. В первом случае надевали тюбетейку, поверх неё надевали шляпы. Яркие тюбетейки носили молодые парни, мужчины преклонного возраста носили модели однотонной расцветки.

У женщин наиболее популярен был калфак, его носили с повязкой-украшением. Замужние женщины прикрывали кроме волос еще шею и спину.

Основной или средний убор носили пожилые женщины, поверх надевали верхний головной убор для того, чтобы его закрепить. Для этого использовали повязки и шапки.

Обувь

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Татары носили чулки из сукна или шерсти. Чулки носили с обувью из лыка или кожи. Национальная обувь татар – сапоги читек. Их шили из сафьяна или хрома, у них была гибкая подошва. Кожаную обувь носили только зажиточные татары. Сапоги носили круглый год. При выходе на улицу на сапоги надевали калоши. На праздники татары надевали туфли. Рабочие носили лапти, так как они были легкими и удобными.

Украшения

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Аксессуары носили как женщины, так и мужчины. У мужчин: перстни, пряжки для ремней. С древности женщины носили серьги. Также были популярны шейно-грудные украшения.

Свадебный наряд

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Платье невесты должно быть длинное и закрытое. Традиционно девушки выбирали белый цвет, но кто-то предпочитал яркие тона. К примеру, васильковый или бордовый цвет.

Одеяние дополняли ярким камзолом. На ноги надевала туфли или легкие сапоги. На голову надевали кружевное покрывало или калфак. В свадебном наряде было много украшений, аксессуары показывали положение девушки и ее материальную состоятельность.

Парни надевали классический костюм, декорированный лентами. Дополнение к наряду — головной убор. Если свадебную церемонию выдерживали в строгих правилах, то жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Праздничные наряды

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.

Современные наряды шьют на европейский манер, сохраняя традиционные элементы. Это проявляется в длине наряда, орнаменте, фасоне и т.д.

В современном стиле

Костюмы мира. Татарский национальный костюм.