Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой.

26.04.2022 в 21:26

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой.

История

Наряд полностью сформировался в 18 веке, но одеяние изменяли не один раз, остались нетронутыми лишь элементы. Черты костюма зависели от региона и веры. У крымских татар наряд отличался существенно, именно от них в моду вошли широкие юбки. В остальных регионах женщины носили платья в форме клина.

Традиционный наряд татар состоял из шаровар и рубахи-платья. Сверху надевали кафтан или халат. Костюм дополняли легкой льняной одеждой без подкладки — чоба. Женщины надевали жилеты и фартуки. Костюма татар обильно украшали и использовали материй ярких расцветок.

Цвета и оттенки

В 18 веке в основном акцент делали на красный цвет. Это символ того, что хозяин принадлежит к знатному роду. Но уже в 19 столетии вещи красного цвета стали надевать только на праздники.

У татар белый цвет — символом траура или старости. Одежду такого цвета надевали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

Современный татарский костюм яркий и сочный. Часто встречается сиреневый, изумрудный и синий цвет. Они замечательно сочетаются с орнаментом и отделкой. Вышивку делают золотистыми или серебристыми нитями, они придают вещам индивидуальность.

Ткань и орнаменты

В старину наряды изготавливали в основном из бархата. Подола и края одеяния украшали мехом. Со временем одежда становилась легче, стали использовать другие ткани, такие как хлопок, шерсть и шёлк.

Камзол шили из парчи с мелким орнаментом. Сегодня наряды в основном шьют из шёлка и атласа, так как ткань легкая и приятная на ощупь.

В вышивке использовали растительный орнамент. Все орнаменты разделяли на 3 категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Геометрические узоры были на втором плане, а на первом месте — сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – использование разных оттенков.

Крой и швы

Костюмы татар имели трапециевидной формой. Народ носил широкие рубахи, похожие на туники и объемную верхнюю одежду. В сорочке не было плечевых швов, ее шили из прямого сукна. Для оформления использовали декоративные швы:

  • Вразброс.
  • Кипрская ткань.
  • Досочный.

Головные уборы

Они делятся на домашние и выходные. В первом случае надевали тюбетейку, поверх неё надевали шляпы. Яркие тюбетейки носили молодые парни, мужчины преклонного возраста носили модели однотонной расцветки.

У женщин наиболее популярен был калфак, его носили с повязкой-украшением. Замужние женщины прикрывали кроме волос еще шею и спину.

Основной или средний убор носили пожилые женщины, поверх надевали верхний головной убор для того, чтобы его закрепить. Для этого использовали повязки и шапки.

Обувь

Татары носили чулки из сукна или шерсти. Чулки носили с обувью из лыка или кожи. Национальная обувь татар – сапоги читек. Их шили из сафьяна или хрома, у них была гибкая подошва. Кожаную обувь носили только зажиточные татары. Сапоги носили круглый год. При выходе на улицу на сапоги надевали калоши. На праздники татары надевали туфли. Рабочие носили лапти, так как они были легкими и удобными.

Украшения

Аксессуары носили как женщины, так и мужчины. У мужчин: перстни, пряжки для ремней. С древности женщины носили серьги. Также были популярны шейно-грудные украшения.

Свадебный наряд

Платье невесты должно быть длинное и закрытое. Традиционно девушки выбирали белый цвет, но кто-то предпочитал яркие тона. К примеру, васильковый или бордовый цвет.

Одеяние дополняли ярким камзолом. На ноги надевала туфли или легкие сапоги. На голову надевали кружевное покрывало или калфак. В свадебном наряде было много украшений, аксессуары показывали положение девушки и ее материальную состоятельность.

Парни надевали классический костюм, декорированный лентами. Дополнение к наряду — головной убор. Если свадебную церемонию выдерживали в строгих правилах, то жених надевал рубаху и бархатный камзол.

Праздничные наряды

Современные наряды шьют на европейский манер, сохраняя традиционные элементы. Это проявляется в длине наряда, орнаменте, фасоне и т.д.

Русский национальный костюм. Русский народный костюм

0

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой.

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.

Мужской русский народный костюм

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой. 01

Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

В раздел >>


Женский русский народный костюм

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой. 02

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

В раздел >>


Зимний русский народный костюм

Татарский женский национальный костюм. Национальный костюм хранит тайны и исторические события. Татары всегда с трепетом относились к традициям и культурному наследию. Костюм татар отличается богатым полотном и отделкой. 03

Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

В раздел >>


На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

Источник: https://nymall.ru/novosti/osobennosti-tatarskogo-nacionalnogo-kostyuma-nemnogo-istorii

Татарский национальный костюм детский. Занятие «Знакомство с татарским национальным костюмом» для старшей группы

Еникеева Динэ Рустямовна
Занятие «Знакомство с татарским национальным костюмом» для старшей группы

Занятие для старшей группы

на тему « Знакомство с татарским национальным костюмом »

Задачи:

1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Пензенский край.

2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом .

3. Расширить словарный запас детей путем знакомства с новыми словами , обозначающими татарскую национальную одежду .

4. Дать представление о татарском орнаменте

5. Развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность и самостоятельную работу.

Предварительная работа.

1. Занятие по русскому национальному костюму .

2. Беседа «Народности, населяющие наш Пензенский край»

3. Чтение татарской народной сказки «Шурале»

4. Слушание татарской колыбельной песни «Ай, былбылым»

5. Изготовление альбома « Костюмы народов Пензенского края»

Вступительная часть.

Дети играют на ковре.

Воспитатель приносит в группу мужской и женский татарский наряд .

Просит детей помощь расположить вещи в уголке «Край мой Пензенский» . Вместе с детьми развешивает одежду на стойку.

- Вам нравятся эти вещи? (Нравятся)

- Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?

-Попробуем представить себя в этих костюмах . Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде)

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные ( национальные ) костюмы ? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях , на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинках художников).

-Верно.

- (Воспитатель наглядно показывает и рассказывает о нарядах)

В женский костюм входит платье (кульмэк, жилетка (камзол, штаны – шаровары. На голову повязывали платок нарядный, тюбетейку или шапочку-калфак. Мужской же костюм состоит из рубахи (кульмэк) , штанов (ыштан) и жилетки (камзол) .На ноги обували туфли или сапожки (ичиги) .

- Мы сейчас посмотрели повседневную татарскую одежду , которую носили каждый день.

- А сейчас предлагаю вам посмотреть на праздничный татарский наряд .

Источник: https://nymall.ru/stati/istoriya-sozdaniya-tatarskogo-nacionalnogo-kostyuma-kaloshi-iz-lyka-chapan-i-kalyapush-kak

Татарский национальный костюм описание. Немного истории

Татарский национальный костюм описание. Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался. Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина.

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде. Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать.

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Татарский костюм мужской. Рубаха, камзол и штаны

ХХ век подарил нам комфорт, скорость и относительно простую в использовании одежду. Однако, прошло чуть больше ста лет, и многие осознали, что несмотря на все цивилизационные блага, в XXI веке хочется какой-то особенности, той которой признает в твоем собеседнике своего, а тебя выделит среди толпы. Все эти предпосылки дали второе дыхание традициям и напомнили всем нам о своих корнях. Женщины, девушки и девочки стали носить украшения и одежду с национальными мотивами, и если вначале все это было в диковинку, то сегодня, а тем более завтра это уже станет обыденностью.

Открывая по традиционному комплексу татар, мы снова начали , и, как всегда, обделили мужчин с рассказом об одежде, которую носили их предки. Небезосновательно современные этномодники и интересующиеся материальной культурой татарского народа сразу высказали свое недовольство, относительно этого факта. Поэтому чтобы не прослыть гендерным шовинистом, исправляюсь и делюсь нюансами мужского комплекса татар.

В основе традиционного мужского татарского костюма – рубаха и штаны с широким шагом. По материалам этнографа Н.И. Воробьева, рубахи (күлмәк) шились из различных тонких тканей, чаще всего из ситца и миткаля. Зажиточные употребляли фабричное полотно тонкой выделки, а самые простые шились из домотканого холста. Шелк в мужской рубахе, как правило, не использовался. Цветовая гамма не столь разнообразна: белые, бледно-розовые, светло-серые, однако домотканое полотно было и достаточно ярких расцветок.

Сама ткань обычно была гладкая и однотонная, реже в полоску, горошек или мелкий цветочно-растительный узор. Темные оттенки не использовали, вошли в обиход одновременно с русской косовороткой или другого типа рубах. Длиной достигала практически до колена. Более древний вариант кроя – туникообразный, без шва на плечах, с ластовицами и широкими боковыми клиньями, и примерно со второй половины XIX века в обиход входит со скошенными плечами и круглой проймой.

Штаны с широким шагом (ыштан) шили широкими у пояса, длиной до щиколотки, без карманов. На поясе или на бедрах закреплялись при помощи шнурка, продернутого в верхней части штанов «ычкыр». С.В. Сусловой было отмечено, что во второй половине XIX века получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов «чалбар», для которых было характерно отсутствие широкого шага, а уже в начале ХХ века покрой чалбар приблизился к привычным для нас брюкам европейского образца. Их шили на поясе с боковыми швами и карманами, с разрезами спереди и с застежками на пуговицах.

Поверх рубахи носили камзол, воспринимавшийся одеждой для дома. Шился из темных фабричных тканей, на подкладе, трехшовный по крою, приталенный с небольшим воротничком стоячим, короткими рукавами или полностью без них.

В более ранний период К.Ф. Фукс описывал несколько вариантов: «На рубахах два вида камзола: маленький камзол без рукавов, шелковый или парчовый, на нем большой камзол шелковый с рукавами». В начале ХХ века входят в обиход, особенно у молодых людей, уже короткие, приближенные к европейскому жилету камзолы-безрукавки.

Источник: https://nymall.ru/novosti/kak-vyglyadit-tatarskiy-nacionalnyy-kostyum-kak-izmenilsya-kostyum