Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

24.04.2022 в 15:50

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.

Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.

Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.

На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

Особенности татарского национального костюма. Немного истории

Русский национальный костюм. Русский народный костюм

0

Особенности татарского национального костюма. Немного истории 05

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.

Мужской русский народный костюм

Особенности татарского национального костюма. Немного истории 06

Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

В раздел >>


Женский русский народный костюм

Особенности татарского национального костюма. Немного истории 07

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

В раздел >>


Зимний русский народный костюм

Особенности татарского национального костюма. Немного истории 08

Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

В раздел >>


На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

Татарский костюм мужской. Рубаха, камзол и штаны

ХХ век подарил нам комфорт, скорость и относительно простую в использовании одежду. Однако, прошло чуть больше ста лет, и многие осознали, что несмотря на все цивилизационные блага, в XXI веке хочется какой-то особенности, той которой признает в твоем собеседнике своего, а тебя выделит среди толпы. Все эти предпосылки дали второе дыхание традициям и напомнили всем нам о своих корнях. Женщины, девушки и девочки стали носить украшения и одежду с национальными мотивами, и если вначале все это было в диковинку, то сегодня, а тем более завтра это уже станет обыденностью.

Открывая по традиционному комплексу татар, мы снова начали , и, как всегда, обделили мужчин с рассказом об одежде, которую носили их предки. Небезосновательно современные этномодники и интересующиеся материальной культурой татарского народа сразу высказали свое недовольство, относительно этого факта. Поэтому чтобы не прослыть гендерным шовинистом, исправляюсь и делюсь нюансами мужского комплекса татар.

В основе традиционного мужского татарского костюма – рубаха и штаны с широким шагом. По материалам этнографа Н.И. Воробьева, рубахи (күлмәк) шились из различных тонких тканей, чаще всего из ситца и миткаля. Зажиточные употребляли фабричное полотно тонкой выделки, а самые простые шились из домотканого холста. Шелк в мужской рубахе, как правило, не использовался. Цветовая гамма не столь разнообразна: белые, бледно-розовые, светло-серые, однако домотканое полотно было и достаточно ярких расцветок.

Сама ткань обычно была гладкая и однотонная, реже в полоску, горошек или мелкий цветочно-растительный узор. Темные оттенки не использовали, вошли в обиход одновременно с русской косовороткой или другого типа рубах. Длиной достигала практически до колена. Более древний вариант кроя – туникообразный, без шва на плечах, с ластовицами и широкими боковыми клиньями, и примерно со второй половины XIX века в обиход входит со скошенными плечами и круглой проймой.

Штаны с широким шагом (ыштан) шили широкими у пояса, длиной до щиколотки, без карманов. На поясе или на бедрах закреплялись при помощи шнурка, продернутого в верхней части штанов «ычкыр». С.В. Сусловой было отмечено, что во второй половине XIX века получают распространение нетрадиционные виды верхних штанов «чалбар», для которых было характерно отсутствие широкого шага, а уже в начале ХХ века покрой чалбар приблизился к привычным для нас брюкам европейского образца. Их шили на поясе с боковыми швами и карманами, с разрезами спереди и с застежками на пуговицах.

Поверх рубахи носили камзол, воспринимавшийся одеждой для дома. Шился из темных фабричных тканей, на подкладе, трехшовный по крою, приталенный с небольшим воротничком стоячим, короткими рукавами или полностью без них.

В более ранний период К.Ф. Фукс описывал несколько вариантов: «На рубахах два вида камзола: маленький камзол без рукавов, шелковый или парчовый, на нем большой камзол шелковый с рукавами». В начале ХХ века входят в обиход, особенно у молодых людей, уже короткие, приближенные к европейскому жилету камзолы-безрукавки.