Карельские сокровища: история и символизм древних ювелирных украшений
- Карельские сокровища: история и символизм древних ювелирных украшений
- Связанные вопросы и ответы
- Что представляют собой древние карельские ювелирные украшения
- Каковы отличительные особенности карельских ювелирных украшений
- Какие материалы использовались для изготовления карельских ювелирных украшений
- Как выглядели древние карельские ювелирные украшения
- Какие символы и знаки использовались в карельских ювелирных украшениях
Карельские сокровища: история и символизм древних ювелирных украшений
Каждое изделие занимало в женском наряде определенное место. Головной платок прикреплялся к волосам уникальной другим народам не известной, застежкой, сплетенной из тонких серебряных или медных нитей. Наплечная накидка застегивалась крупной подковообразной фибулой, орнаментированной растительным узором. Их так и назвали в специальной литературе - фибулы карельского типа, С.И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986. так как они встречены на территории расселения древних карел. Круглые, слегка выпуклые броши, украшенные стилизованными изображениями деревьев, листьев, геометрических узорами, скрепляли ворот льняной или тонкой шерстяной рубашки.
Шерстяная женская одежда, состоявшая из длинной юбки, у которой задние лямки соединялись с передними на предплечьях. В местах соединения (справа и слева) лямки крепились овально - выпуклыми фибулами, покрытыми узорами из кружков, плетёнки, клешней рака, так называемым звериным и растительным орнаментом. От фибул спускались пронизки, своей формой напоминающие букву «Ф». Через них пропускался шнур, к которому снизу привязывался цепедержатель. Серебряные цепедержатели, несущие печать искусного мастерства, придают этим изделиям неповторимое своеобразие. К ушкам цепедержателя подвешивались миниатюрные украшения треугольной, ромбовидной и сердцевидной формы, в виде бубенчиков, лапок водоплавающей птицы. Цепедержатели соединялись друг с другом нагрудными, чаще всего железными цепочками. От них спускались ещё обрезки цепей с висевшими на концах копоушкой, ножом, шумящими украшениями и т.д. Копоушки использовались одновременно и для украшения костюма и в гигиенических целях - для чистки ушей. Они делались из серебра, медных сплавов и железа. Немногочисленные шумящие украшения - коньковые подвески, судя по всему, не производились древними карелами. Они изготовлялись в Новгороде, откуда расходились в разных направлениях и достигали в частности Карельской земли. Ножи с медными орнаментированными рукоятями носились в ножнах и прикреплялись к одной из нагрудных цепочек. Нарядные, искусно украшенные изделия производили впечатление парадности. Конечно же, такие ножи исполняли, скорее всего, декоративную функцию, так как маленькое лезвие, составлявшее 0, 4 - 0, 48 С.И. Кочкуркина, Корела и Русь. Ленинград, Наука, 1986. всей длины ножа, вряд ли годилось для каких - либо серьезных операций.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Каковы основные типы древних карельских ювелирных украшений
Ответ: Основными типами древних карельских ювелирных украшений были браслеты, подвески, серьги, кольца и нагрудные украшения. Браслеты изготавливались из металла или кожи, украшались камнями и могли быть как плоскими, так и в виде кольца. Подвески представляли собой разнообразные фигурки животных, людей или абстрактные формы, которые носились на шее или на одежде. Серьги были простыми, без украшений, и крепились к уху с помощью штифта. Кольца могли быть как без камней, так и с драгоценными камнями, украшались различными орнаментами. Нагрудные украшения представляли собой разнообразные фигурки, которые носились на груди или на одежде.
Вопрос 2: Какие материалы использовались для изготовления древних карельских ювелирных украшений
Ответ: Для изготовления древних карельских ювелирных украшений использовались различные материалы, такие как медь, бронза, серебро, золото, кожа, стекло, камни и перламутр. Медь и бронза были наиболее распространенными материалами, так как они были доступны и просты в обработке. Серебро и золото использовались реже, так как они были более дорогими. Кожа использовалась для изготовления браслетов, а стекло и камни - для украшения украшений. Перламутр использовался для изготовления подвесок и других украшений.
Вопрос 3: Какие орнаменты и символы использовались в древних карельских ювелирных украшениях
Ответ: В древних карельских ювелирных украшениях использовались различные орнаменты и символы, которые отражали культуру и верования карел. Орнаменты могли быть геометрическими, растительными или животными. Геометрические орнаменты представляли собой различные узоры, такие как круги, треугольники и квадраты. Растительные орнаменты изображали различные растения, такие как листья, цветы и стебли. Животные орнаменты изображали различных животных, таких как медведи, волки, олени и рыбы. Символы могли быть религиозными, такими как солнце, луна и звёзды, или символизировать силу, мудрость и красоту.
Вопрос 4: Какие функции выполняли древние карельские ювелирные украшения
Ответ: Древним карельским ювелирным украшениям приписывались различные функции. Они могли выполнять роль амулетов, защищая их владельцев от злых сил. Украшения также могли служить знаком социального статуса и богатства, показывая, что их владельцы были членами высшего сословия или обладали определенными знаниями и навыками. Ювелирные украшения могли также служить украшением для одежды, делая ее более красивой и привлекательной.
Вопрос 5: Как изменялись древние карельские ювелирные украшения со временем
Ответ: Древним карельским ювелирным украшениям приписывались различные функции. Они могли выполнять роль амулетов, защищая их владельцев от злых сил. Украшения также могли служить знаком социального статуса и богатства, показывая, что их владельцы были членами высшего сословия или обладали определенными знаниями и навыками. Ювелирные украшения могли также служить украшением для одежды, делая ее более красивой и привлекательной.
Вопрос 6: Какие технологии использовались для изготовления древних карельских ювелирных украшений
Ответ: Для изготовления древних карельских ювелирных украшений использовались различные технологии, такие как ковка, гравировка, чеканка и литье. Ковка использовалась для изготовления украшений из металла, таких как браслеты, серьги и кольца. Гравировка использовалась для украшения украшений различными орнаментами и символами. Чеканка использовалась для изготовления украшений из металла, таких как подвески и нагрудные украшения. Литье использовалось для изготовления украшений из стекла и камня.
Вопрос 7: Как древние карельские ювелирные украшения повлияли на современную ювелирную культуру
Ответ: Древним карельским ювелирным украшениям приписывались различные функции. Они могли выполнять роль амулетов, защищая их владельцев от злых сил. Украшения также могли служить знаком социального статуса и богатства, показывая, что их владельцы были членами высшего сословия или обладали определенными знаниями и навыками. Ювелирные украшения могли также служить украшением для одежды, делая ее более красивой и привлекательной.
Что представляют собой древние карельские ювелирные украшения
Тематика:
Технология
Автор:
Гринажук Илина
Руководитель:
Старикова Виктория Викторовна
Учреждение:
МОБУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина»
Класс:
9
Данный проект по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" посвящён изучению истории и рассмотрению различных техник изготовления этнических украшений для женщин в Республике Карелия.
Творческая работа по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" представляет пример изготовления изделия, которое является не просто украшением, но и воплощает в себе традиции края, подчеркивая патриотизм и уважение к истории своего народа.
Этническое украшение может быть выполнено в любой из предложенных автором техник, что в очередной раз свидетельствует о том, что созданные собственноручно украшения самобытны и уникальны.Автор творческого проекта по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" проанализировала справочную информацию о карельских украшениях для женщин, а также представила краткие характеристики техник и материалов, из которых может быть выполнено изделие.
Результатом представленной творческой работы стало создание этнического украшения из современного материала с использованием элементов и символов карельской вышивки.
Введение
1. Эпоха железного века
1.1. Исторические находки археологов
1.2. Обработка железа и изготовление предметов из него
1.3. Древние украшения карельских женщин
1.4. Основные элементы и символы карельской вышивки
2. Разные техники лепки из полимерной глины
2.1. « Миллефиори (Millefiori) »
2.2. « Калейдоскоп »
2.3. « Чечевицы »
2.4. « Акварель »
2.5. « Мокуме гане »
2.6. Техника безопасности при работе с полимерной глиной
3. Изготовление этнических украшений из полимерной глины
3.1. Набор первичных идей
3.2. Проработка моей идеи
3.3. Расчет экономических затрат
3.4. Последовательность изготовления
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.Тадеуш Котарбиньский
Интерес к прошлому своей страны, истории своего народа, культуре в целом никогда не угасал и не угаснет в человеческом обществе. Это и понятно. Как замечает академик Д.С. Лихачев в статье « Заметки о русском », « отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть истории » . Все человечество стоит на крепком, мощном фундаменте материальных и духовных ценностей, созданных многими поколениями, и не должны, и не можем забыть это прошлое.
Обращение к древней истории – это не отказ от нового и не возрождение старого, это, прежде всего – стремление понять и изучить прошлое, чтобы предвидеть будущее. Человек не может ограничиваться мелкими, повседневными интересами. Его волнует история и культура своей нации, своего народа, отдельных народностей.
Исследование традиций карел, их обрядов, обычаев и быта всегда было актуально во все времена. Потому что народ сам по себе очень интересный и со своими тайнами. Я думаю, что каждому человеку хотелось разгадать какую – либо тайну. Исследование истории женских украшений может помочь раскрыть одну из многочисленных тайн загадочного народа.
Актуальность.
Сегодня очень большое внимание уделяется работам, изделиям, украшениям которые сделаны своими руками. Это модно и красиво. Но авторские работы дизайнеров очень дорогие. Я уверена, что любая девушка, да и парень, используя доступные материалы, могут изготовить все это самостоятельно.
Гипотеза: я думаю, что исследуемые украшения, которые имеют корни в далеком прошлом, могут быть очень актуальны, изготовлены из доступного материала с отражением элементов, символов, мотивов карельской вышивки и носить обереговый характер.
Таким образом, целью моей работы - выявить характерные особенности традиционного украшения карельских женщин, создать этническое украшение из современного материала используя элементы и символы карельской вышивки.
Задачи, которые я поставила перед собой:
1. Ознакомиться с литературой по теме « украшения карельских женщин », и « карельская вышивка ».
2. Рассмотреть и выбрать для работы элементы и символы из карельской вышивки.
3. Изучить различные техники лепки из полимерной глины для создания красивых эффектов.
4. Составить последовательность изготовления украшения.
5. Изготовить ожерелье, браслет и фибулу из полимерной глины с отражением старинных женских украшений.
6. Создать презентацию по данной теме.
В цели и задачи моего творческого проекта не входит полное и окончательное освящение этого вопроса. Я полагаю, что даже более-менее внимательное изучение этой темы требует гораздо большего объёма, чем мое исследование, но мне хотелось бы акцентировать внимание именно на этой, безусловно, интересной теме « Возрождение старинных этнических украшений карельских женщин ».
Тематика: Технология
Автор: Гринажук Илина
Руководитель: Старикова Виктория Викторовна
Учреждение: МОБУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина»
Класс: 9
Данный проект по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" посвящен изучению истории и рассмотрению различных техник изготовления этнических украшений для женщин в Республике Карелия.
Творческая работа по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" представляет пример изготовления изделия, которое является не просто украшением, но и воплощает в себе традиции края, подчеркивая патриотизм и уважение к истории своего народа.
Автор творческого проекта по технологии "Возрождение этнических украшений карельских женщин" проанализировала справочную информацию о карельских украшениях для женщин, а также представила краткие характеристики техник и материалов, из которых может быть выполнено изделие.
Результатом представленной творческой работы стало создание этнического украшения из современного материала с использованием элементов и символов карельской вышивки.
Цитата
«Интерес к прошлому своей страны, истории своего народа, культуре в целом никогда не угасал и не угаснет в человеческом обществе. Это и понятно. Как замечает академик Д.С. Лихачев в статье « Заметки о русском », « отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть истории ».
Каковы отличительные особенности карельских ювелирных украшений
- Вид занятия:
- ремёсла
- Назначение:
- украшение (серьги-бабочки, бусы-жгуты)
- Традиционно занимались:
- женщины
- Материалы и инструменты:
- бисер, латунная основа, нить (льняная или хлопчатобумажная).
На Русском Севере всегда большой популярностью пользовались жемчужные и бисерные серьги и бусы. Жемчужные серьги, составлявшие неотъемлемую часть народного костюма Олонецкой губернии с конца XVIII до начала XX века, представляли особый тип серег, имевший свои стилистические особенности и отличавшийся от жемчужных украшений других регионов Русского Севера.
Первое документальное свидетельство о жемчужном промысле относится к XV веку. Реки, где велась добыча жемчуга, главным образом, впадали в Белое море. Добываемый речной жемчуг большей частью расходился между самими жителями Олонецкой губернии, которые делали из него головные уборы, бусы, ожерелья и серьги. Жемчужные серьги стоили от 30-ти до 100 рублей.
К концу XIX века из всего разнообразия ушных украшений наиболее часто встречаемыми были серьги с ажурными крылышками и грушевидной подвеской, напоминающими бабочку. Серьги-бабочки выполнялись в той же технике низания, что и поднизи. Основными материалами для изготовления серег служили: металлическая основа, мелкий речной жемчуг и конский волос. В деталях латунной основы (мочка, крестовина и бубенчик) просверливали небольшие дырочки, расположенные в определенном порядке, для продевания конского волоса с нанизанным на него жемчугом. Детали основы соединялись друг с другом широкими металлическими петлями. К верхней части мочки серьги добавляли небольшую металлическую петельку и припаивали посеребрённую дужку, вдеваемую в ухо. Таким образом, серьги можно было носить, продетыми в мочки ушей или привязанными за веревочку или ленту к головному убору. Когда жемчуг стал большой редкостью, крестьянки начали использовать бисер.
Серьги одевались по большим праздникам и передавались по наследству от матери к дочери как большая драгоценность. Именно они вносили в костюм элемент роскоши и щегольства.
Какие материалы использовались для изготовления карельских ювелирных украшений
Карельские обереги и амулеты являются частью древней культуры и традиций карелов — этнической группы, населяющей Карелию, регион на северо-западе России. Эти обереги и амулеты имеют глубокие исторические корни и представляют собой особую форму защиты от злых духов и несчастий.
В карельской культуре обереги и амулеты играли важную роль в повседневной жизни людей. Они использовались для защиты от болезней, несчастий, порчи и других негативных сил. Также эти предметы считались символами силы, счастья, богатства и долголетия.
Одним из самых популярных карельских оберегов является "венла". Он представляет собой металлическую пластинку с вырезанными символами и узорами. Оберег "венла" носится на шее или на руке и считается амулетом защиты от болезней и злых сил. Узоры на венле имеют особое значение, каждый из них символизирует определенные качества.
Еще одним популярным оберегом является "конттраскулла", или "конттрасолка". Он представляет собой небольшой деревянный предмет, вырезанный в форме куклы. Конттраскулла имеет округлую форму с резными лицами на обеих сторонах. Он считается оберегом от злых духов и привлекает удачу.
Карельские обереги и амулеты также часто украшены символами природы, такими как ладья (символ путешествий), солнце (символ счастья и жизни), волк (символ силы) и другие. Важно отметить, что карелы обращают большое внимание к материалам, из которых изготовлены обереги и амулеты. Это могут быть металл, дерево, камень или кости животных.
Карельские обереги и амулеты являются уникальным проявлением карельской культуры и наследия. Они представляют не только интересную историческую и культурную ценность, но и продолжают жить и использоваться в современном мире. Эти предметы являются свидетелями богатой и уникальной культуры карелов и продолжают быть символами силы, защиты и благополучия.
Как выглядели древние карельские ювелирные украшения
- Вид занятия:
- ремёсла
- Назначение:
- шейное украшение
- Традиционно занимались:
- женщины
- Материалы и инструменты:
- бисер, нитка, игла для бисера, крючок вязальный.
Начало программе «Ожившая экспозиция» положило воссоздание женского ремесла, издавна бытовавшего в Олонецкой губернии — изготовление украшений из бисера. В комплекс праздничных украшений крестьянок вместе с серьгами — «бабочками» входили традиционные бусы-жгуты. В конце ХIХ века женщины для изготовления украшений использовали бисер разного качества от мелкого так называемого «монастырского» до венецианского, чешского и русского бисера. Производство русского бисера началось на фабрике М. В. Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом, которая существовала в 1755–1766 годах. За 10 лет работы фабрики было выпущено несколько сот пудов бисера, тогда как из-за границы ввозилось более тысячи пудов. В конце XIX — начале XX века российский бисер изготавливался в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний.
Вязаные из цветного бисера бусы встречались на всей территории России, подтверждение этому — уникальные редкие образцы бус-жгутов коллекций российских музеев, в фондовом собрании музея «Кижи» сохранился единственный образец таких бус.
Старинная технология изготовления серег и бус была восстановлена в 1993 году сотрудником музея «Кижи» искусствоведом Светланой Васильевной Воробьёвой. Основой для таких бус служила льняная или хлопчатобумажная нить, на которую нанизывался при помощи тонкой иглы весь бисер, необходимый для изготовления бус, для длинных бус могло быть более 5 тысяч бисеринок. Рисунок всегда высчитывался заранее. Затем мастерица начинала вязать крючком нить основы, подвязывая по кругу каждую бисеринку отдельно. Получался своеобразный жгут. Изучая коллекции музеев, можно констатировать, что чаще всего бусы-жгуты вязали из бисера синих оттенков, с узорами в виде диагональных линий, ромбов и шестилепестковых цветочков из бисера белого и светлых тонов. Длина бус-жгутов достигала длины от 50 см. и в некоторых экземплярах более 1 метра.
Какие символы и знаки использовались в карельских ювелирных украшениях
Скидки и акции, которые часто устраиваются в ювелирных магазинах и небольших ларьках по продаже драгоценностей, всегда привлекательны. Однако недобросовестные продавцы и мошенники могут применять следующие уловки для обмана:
- Продают изделия из металлов, похожих на золото.
Сплавы бронзы или латуни могут иметь цвет и блеск, схожие с желтым или красным золотом. Мошенники ставят низкую цену и продают изделия под видом акции, вводя в заблуждение покупателей.
- Выдают легковесные изделия за полновесные.
Посетив ювелирный магазин, можно встретить золотые украшения с большими полудрагоценными камнями. На бирке вес золота и камня должны указываться отдельно, но недобросовестные производители считают весь вес по цене золота. Такие украшения действительно могут быть золотыми, но их цена сильно завышена из-за неправильного расчёта.
- Покрывают недрагоценные металлы позолотой.
Тонкий слой золота скрывает цвет основного металла и придаёт ему яркий блеск. Если на таких украшениях не стоит пробы – перед вами 100% подделка. Если стоит проба 925 – перед вами позолоченное серебро.
- Проставляют поддельную пробу или подменяют бирку.
В подделке проба на бирке отличается от проставленной на самом изделии. Мошенники пользуются тем, что покупатели чаще проверяют данные, указанные на бирке, но не смотрят на пробу изделия. Чтобы оградить себя от мошенников и не попасться на их уловки, первым делом нужно посмотреть на пробу, проставленную на самом изделии, а после — сравнить с указанной в бирке.