Манеры говорить: как они влияют на наше общение
- Манеры говорить: как они влияют на наше общение
- Связанные вопросы и ответы
- Вwie много основных манер говорить
- Какие наиболее распространенные манеры общения
- В чем разница между формальными и неформальными манерами говорить
- Можно ли выучить манеры говорить, или они от природы
- Как манеры говорить влияют на восприятие человека
- Есть ли универсальные манеры говорить, которые понятны всем
Манеры говорить: как они влияют на наше общение
Манера говорить — это использование голоса и тела для передачи устного сообщения, это то, собственно, что мы видим и слышим. Следует рассматривать манеру говорить как «окно», через которое мы «видим» речь. Если оно разбито, затуманено, покрыто грязью, то оно мешает усвоению содержания, когда же оно чисто, то позволяет нам наиболее полно воспринять каждый аспект «выступления».
По мнению западных специалистов, лишь 7 % успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55 % — как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит. Имидж — одна из важных составляющих его успеха. Если ты работаешь на людях и с людьми, ты должен быть приветлив и улыбчив. Этому специально учат, это «вдалбливают». Улыбка — знак жизненного успеха. Хотя некоторые утверждают, что американская улыбка формальна.
Твой внешний облик — твоя первейшая характеристика, это надо усвоить с детства. Одежда — тоже своеобразный ярлык, знак образа мыслей и поведения. И в расчете на успех обертка и глянец должны быть безукоризненными. Они должны внушать доверие к личности и ее деловым качествам. Внешний вид любого сотрудника любой организации обязан служить пусть не первостепенным, но тем не менее весьма важным подтверждением солидности, надежности фирмы, а значит, вызывать желание сотрудничества, т. е. служить делу дальнейшего процветания фирмы.
Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме человек предпочитает выражать свое недовольство в отношении других лиц и в какой форме склонен оказывать знаки внимания людям.
Знак внимания — высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку .
Комплимент — знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент. Означает ли это, что не надо говорить комплименты? Конечно, нет. Это просто значит, что их недостаточно, иногда они бывают не к месту, и, видимо, поэтому мы немного недоверчиво относимся к людям, которые расточают комплименты налево и направо. Мы подозреваем, что они не видят нас, не видят нашего состояния, наших чувств и желаний, и потому мы, наверное, подозреваем таких людей в некоторой неискренности. Нам хочется чего-то еще от близких, значимых для нас людей.
Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Хвалят обычно человека всегда «к месту». Но бывает, вас хвалят, а вам от этого становилось тошно. Как правило, такие неадекватные эмоции возникают в трех случаях: либо когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения, либо вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы оценивать вас, либо когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Похвала, или, другими словами, положительная оценка, всегда включает в себя и оценку отрицательную, хотя это относится и не к вам, а к кому-то другому. «Вы лучше кого-то» всегда означает и «кто-то хуже вас» и возводит вас таким образом «на пьедестал», в позицию «над другим». Что происходит при этом с. вашей самоценностью? Повышается она? Внешне — да, но позиция «на пьедестале» на самом деле — позиция слабого человека, часто она выступает как защита в ситуации, когда все другие способы воздействия на ситуацию уже не работают, да и стоять «на пьедестале» неудобно, тяжело и несвободно.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Какие бывают манеры говорить
Манеры говорить можно разделить на несколько типов. Во-первых, это формальные манеры, которые используются в официальных ситуациях, таких как деловые встречи, презентации или официальные мероприятия. Они характеризуются ясностью, краткостью и отсутствием сленга. Во-вторых, неформальные манеры, которые применяются в повседневной жизни, например, в разговоре с друзьями или семьей. Они могут включать использование разговорных выражений и эмоций. Также существуют культурные манеры, которые зависят от традиций и норм конкретного общества. Например, в некоторых культурах важно соблюдать паузы в разговоре, а в других — активно использовать жесты. Кроме того, манеры могут быть вербальными и невербальными, включая тон голоса, скорость речи и язык тела.
Вопрос 2: Какие манеры говорить считаются правильными
Правильные манеры говорить включают уважение к собеседнику, ясность изложения мыслей и соответствие ситуации. Это означает, что нужно говорить вежливо, избегать перебиваний, использовать правильную терминологию и быть внимательным к тону голоса. Также важно учитывать контекст разговора: в официальной обстановке следует использовать формальный язык, а в неформальной — можно позволить себе больше свободы. Умение слушать и реагировать соответствующим образом также является частью хороших манер. Кроме того, важно избегать использования оскорблений, сарказма или чрезмерной эмоциональности, которые могут испортить впечатление от разговора.
Вопрос 3: Какие манеры говорить бывают в разных культурах
В разных культурах манеры говорить могут существенно различаться. Например, в японской культуре важно соблюдать паузы в разговоре и использовать вежливые формы обращения. В западных культурах, таких как американская или европейская, акцент делается на прямолинейность и четкость изложения мыслей. В арабских странах часто используются жесты и эмоциональные выражения. В некоторых африканских культурах важно соблюдать иерархию и использовать уважительные формы общения. Также в разных культурах могут различаться нормы по поводу скорости речи, громкости голоса и использования языка тела. Эти различия могут привести к недоразумениям, если не учитывать культурные особенности собеседника.
Вопрос 4: Почему манеры говорить важны
Манеры говорить важны, потому что они влияют на то, как вас воспринимают другие люди. Хорошие манеры создают положительное впечатление, показывают вашу образованность и уважение к собеседнику. Они также помогают избежать конфликтов и недоразумений, так как четкая и вежливая речь снижает вероятность неправильного понимания. Кроме того, манеры говорить отражают вашу личность и характер. Если вы говорите вежливо и ясно, люди с большей вероятностью будут вам доверять и уважать. Неправильные манеры, такие как перебивания или использование грубых выражений, могут привести к негативному восприятию и осложнить коммуникацию.
Вопрос 5: Как можно развить хорошие манеры говорить
Развить хорошие манеры говорить можно с помощью практики и внимания к деталям. Во-первых, важно слушать других и анализировать их стиль общения. Вам может помочь прослушивание речей известных ораторов или участие в тренингах по коммуникации. Также полезно записывать свои собственные разговоры и анализировать их, чтобы выявить недостатки. Еще один способ — учиться у людей, которые обладают хорошими манерами, и пытаться имитировать их поведение. Кроме того, важно работать над своим словарным запасом и грамматикой, чтобы ваша речь была более точной и выразительной. Постоянная практика и саморефлексия помогут вам развить хорошие манеры говорить.
Вопрос 6: Какие манеры говорить считаются неподходящими в официальной обстановке
В официальной обстановке неподходящими манерами считаются использование сленга, разговорных выражений и эмоциональной речи. Также неуместно перебивать собеседника, говорить слишком громко или использовать сарказм. Официальные ситуации требуют формального языка, четкости и краткости изложения мыслей. Неправильно также использовать грубые выражения или оскорбления, которые могут показаться неуважением. Кроме того, важно избегать чрезмерной эмоциональности и сохранять спокойствие. Нарушение этих правил может привести к тому, что вас воспримут как непрофессионала или неуважительного человека.
Вwie много основных манер говорить
15 КарпачевВ среднем человек за день произносит около 15 000 слов. Мы зависимы от общения, решаем с его помощью свои жизненные задачи, наслаждаемся им или страдаем от него же. Но умеем ли мы правильно коммуницировать с людьми? Считают ли они нас приятными собеседниками или вступают в разговор лишь для получения информации?
Словесное общение называют вербальным. Оно состоит из множества аспектов и нескольких видов, бывает либо развитым, либо не очень. В нашей статье мы постараемся разобраться, что же такое словесная коммуникация, зачем и как именно ее развивать.
Виды общения
Вербальное общение — это обмен информацией между людьми с помощью слов. Форма и специфика речи человека зависит от цели общения. Словами можно что-то сообщить, о чем-то договориться, выразить оценку, описать чувства.
Существует 4 формы речевой деятельности:
- Говорение — система акустических сигналов, несущих определенную информацию.
- Аудирование — восприятие этих сигналов.
- Письмо — кодирование слов с помощью графических символов.
- Чтение — декодирование этих символов и понимание их значения.
Все 4 аспекта речевой деятельности задействованы в процессе вербального общения. И то, насколько сильно они развиты, зависит успех коммуникации человека.
Устная и письменная речь
Есть также два вида вербального общения — устная и письменная речь. Особенность первой — наличие минимум двух собеседников. Один говорит, второй слушает. Устная форма обусловлена восприятием человека того, о чем говорит его визави. И это предопределяет взаимозависимость коммуникантов: реакция на речь способна ее изменить.
Пример: если человек видит, что собеседник не воспринимает его слова, реагирует на них не так, как ожидалось, то может оперативно изменить подачу, скорректировать не только информационную составляющую, но и форму выражения.
Особенность письменной речи заключается в том, что человек не видит своего собеседника, поэтому не может знать его реакцию на написанное. Все корректировки письма можно сделать до отправки текста, а значит — нужно заранее продумать формулировки так, чтобы смысл был понят однозначно и с правильной трактовкой.
Невербальное общение
Речь дополняют мимика, жесты, положение тела во время коммуникации — все это называют невербальным общением. Его задача — раскрыть смысл сказанного, проиллюстрировать свое отношение к теме разговора и вызвать более сильную реакцию. Невербальным языком можно не просто передать информацию, но и придать ей нужный эмоциональный окрас.
Представьте фразу, сказанную с веселым выражением лица:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — как здорово, что мы встретились).
И ту же фразу, но с выражением грусти:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — неприятная была встреча, плохие новости).
Если добавить покачивание головой и характерную мимику, то можно продемонстрировать осуждение:
— Я сегодня встретила Наташу возле магазина (коннотация — гуляла в рабочее время, осуждаю).
То есть буквально любую информацию можно подать по-разному — придать ей нужный контекст, дополнить смысл.
Особенность невербального общения
Наши жесты и мимика плохо поддаются контролю, особенно у тех, кто не умеет сдерживать свои эмоции. Бессознательная и самопроизвольная коммуникация достаточно опасна, но в то же время может расположить человека своей искренностью. Все же лучше взять под контроль язык тела, чтобы с помощью вербальных и невербальных средств общения добиваться поставленных целей.
Еще одна особенность неречевой коммуникации — не все люди умеют ее считывать. Поэтому нельзя быть уверенным, что тебя поймут правильно, если в общении используются только жесты или только мимика. Например:
— Как твои дела?
— /взмах рукой/
Варианты трактовки: всё плохо, не спрашивай, ничего интересного.
Для лучшего понимания можно добавить мимику, но в идеале использовать несколько инструментов общения — слова, жесты, мимику — одновременно.
Кстати, наши далекие предки (первобытные люди) общались именно жестами, поэтому можно утверждать, что вербальное общение появилось позже невербального.
Зачем нужно развивать навык речевого общения
Далеко не все люди умеют эффективно использовать вербальные средства общения . А ведь без этого невозможно решать задачи, которые регулярно встают перед социально активным человеком. И в повседневной жизни, и в бытовом общении, и на работе без отточенных навыков вербального общения будет крайне трудно взаимодействовать с окружающими. И вот почему:
✓ Затрудняется взаимопонимание.
✓ Растет недовольство.
✓ Ухудшаются межличностные отношения.
✓ Трудности в выражении своих желаний, просьб.
✓ Зажатость и тревожность при необходимости вести диалог на серьезную/волнующую тему.
✓ Сложность в организации любого процесса.
✓ Низкая эффективность в командной деятельности.
Какие наиболее распространенные манеры общения
- Если вы знакомите двух новых людей, принято представлять младшего человека старшему, из уважения к почтенному возрасту.
- Обращаться следует к тому, кому вы представляете человека: «Евгений, познакомьтесь, это — мой коллега, Константин».
- Тут же следует перейти к знакомству второго участника беседы с первым: «Константин, в свою очередь рад представить вам моего друга Евгения».
- Если вас предстоит дружеская беседа, будет хорошо дать небольшую информацию о каждом из ее участников: «Евгений, Константин, как и я, занимается изучением редких видов растений. Константин, вам будет интересно узнать, что Константин тоже увлекается этой темой».
- Представлять и называть человека следует так, как он сам того желает. Если старший по возрасту человек хочет, чтобы к нему обращались по имени, не следует добавлять к имени отчество. Это избыточное «уважение» может только раздосадовать вашего собеседника.
- Инициатором рукопожатия выступает тот, кому представляют нового человека. Целовать руку даме больше не принято. Если на вас надеты перчатки, снимите их.
- Если у вас заняты руки, можно дать понять, что вы рады встрече и знакомству легким кивком головы.
- Если вы сидите, а все остальные собеседники стоят, вам тоже следует встать.
- Предлагать перейти на «ты» уместно только человеку младше вас. К малознакомым и незнакомым людям, независимо от их возраста, обращаются на «вы», если не было другой предварительной договоренности.
- Не старайтесь резко «сократить дистанцию», не стоит задавать новому знакомому личные и неуместные вопросы, касающиеся его близких отношений, уровня заработной платы, здоровья.
- «Быть вежливым» значит вести себя уместно. В каждом обществе следует перенимать принятый там стиль общения. Разумеется, если он не кажется вам оскорбительным.
- Если вы и ваш собеседник встретили нового человека, вам должны его представить. При мимолетной встрече, которая не предполагает представления, достаточно просто поздороваться.
В чем разница между формальными и неформальными манерами говорить
При разговоре с собеседником сразу можно сделать вывод относительно того, красивая ли его речь. Человека, умеющего правильно излагать свои мысли, приятно слушать. Значение в этом вопросе имеет все, начиная с тембра голоса и заканчивая дикцией. Паузы, слова-сорняки и сумбурное изложение фактов значительно ухудшают восприятие информации.
Искусство говорить красиво основано на следующих параметрах:
- Владение интонацией. Дружелюбный тон помогает завоевать доверие собеседника, даже если сказанная информация не совсем приятная.
- Уверенность в речи. Если человек хорошо разбирается в теме, ему не приходится копаться в своей памяти. По этой причине в разговоре отсутствуют паузы и скомканные фразы. Четкое и уверенное выражение мыслей делает монологи человека более убедительными.
- Правильно поставленная речь. Грамотной считают ту речь, в которой отсутствуют слова-паразиты и резкие переходы с одной темы на другую. Чтобы верно донести информацию, нужно уметь подбирать правильные слова.
- Быстрая формулировка предложений. Чтобы быстро и правильно озвучивать свои мысли, нужно тренировать дикцию. Это позволит избежать ошибок в произношении.
- Богатый словарный запас. Чем разнообразнее речь, тем она красивее. Пополнение словарного запаса поможет вызвать интерес у собеседника.
Сложно переоценить важность красивой речи. Ее считают могучим инструментом в межличностных отношениях. Дар красноречия помогает привлекать внимание и налаживать новые связи. Умение красиво говорить редко кому достается от природы. В большинстве случаев оно является результатом длительных тренировок.
Можно ли выучить манеры говорить, или они от природы
Сложно составить универсальный список хороших манер. У каждой социальной группы свои особенности. На званом приёме важно отличать вилку для мяса от вилки для рыбы. А на рок-фестивале просьбу принести правильные приборы могут встретить враждебно: за неё подростка могут окрестить ханжой и выскочкой. То есть главный принцип хороших манер — уместность в сообществе, где планируем их демонстрировать.
Дошкольнику и вовсе достаточно освоить базовые принципы, которые позволят расположить к себе социальную группу, где соблюдают хорошие манеры.
15 хороших манер, которые пригодятся дошкольнику:
Стучаться в дверь перед тем, как зайти в комнату.
Пропустить тех, кто выходит из магазина или другого помещения, а потом уже заходить самому.
Здороваться при встрече. Если ребёнок знает имя человека, то по имени. Если представляют кому-то новому, говорить: «Приятно познакомиться».
Благодарить, если предлагают помощь, игрушку или угощение, — например, словами «спасибо», «благодарю», «очень приятно». Не будет лишним научить ребёнка благодарить, если понравилась компания: «Спасибо! Мне понравилось с тобой играть».
Использовать в просьбах волшебное слово «пожалуйста». Например: «Можно поиграть в твой конструктор, пожалуйста?»
Отвечать на благодарность: «Пожалуйста!», «Рад(а) помочь».
Слушать других, не перебивая: и детей, и взрослых.
Спрашивать разрешения перед тем, как взять чужую игрушку или другую вещь.
Приносить извинения, если сделал(а) что-то не так. Желательно при этом и говорить правильно — «извини», а не «извиняюсь».
Избегать критики вслух других людей, особенно если это касается их физических особенностей.
Проявлять эстетические манеры: прикрывать рот, когда хочется зевнуть, чихнуть или покашлять; не ковыряться в носу и не чесаться на людях.
Сидеть за столом по возможности ровно, локти на стол не класть, не чавкать. Вытирать руки салфеткой или полотенцем, но не скатертью или собственной одеждой.
Выбрасывать мусор в урну. В помещении уточнять, куда можно выбросить обёртки, косточки и тому подобное.
На прощание говорить «до свидания», «до встречи».
Помогать другим и в целомбыть щедрым: придерживать дверь человеку, который несёт тяжёлые сумки, подсказывать дорогу, давать на время игрушки и делиться вкусняшками с приятными людьми на прогулке, перемене или в очереди — даже если очень хочется поиграть и полакомиться одному.
Как манеры говорить влияют на восприятие человека
Современная коммуникативная ситуация характеризуется усилением контактов — политических, экономических, деловых, дружеских, научных и культурных — между представителями разных народов и носителями разных языков. В связи с этим актуальными становятся вопросы регулирования речевого поведения в межкультурном общении, поскольку для представителей разных культур характерны национальные особенности взаимодействия и речевого этикета. Для достижения взаимопонимания в коммуникации необходимо, с одной стороны, владеть базовыми навыками речевого поведения в условиях различных ситуаций общения, а с другой — знать и понимать особенности общения, характерные для представителей других культур.
Обязательным компонентом изучения иностранного языка, в том числе и русского в качестве иностранного, является не только овладение системой языка, навыками общения, но и приобщение к традициям и национальным культурным ценностям народа. Язык аккумулирует исторический опыт развития народа, являясь хранилищем, в котором сосредоточена его система взглядов на мир, ментальность и самобытность.
Факторы успешного речевого поведения в условиях межкультурной коммуникации определяются следующими особенностями:
- Степень владения коммуникантами норами речевого этикета, принятыми в данном обществе, и применение их в условиях реальной коммуникации. Особенно это касается разных ритуализированных форм общения, где сильна национально-культурная специфика речевого поведения (общение в коллективе, в семье, коммуникация между старшими и младшими и т. п.).
- Учёт ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка), степени близости коммуникантов (дружеское, неформальное или формальное, деловое общение), целей общения (установление контактов — обмен эмоциями и впечатлениями — организация совместной деятельности). Незнание специфики национально-культурной составляющей процесса общения влияет на понимание ситуации общения. Так, в современной Испании характерна ситуация «ты-коммуникации» между преподавателем и школьником, что абсолютно неприемлемо для русской речевой культуры. Поэтому обращение испанского школьника к русскому преподавателю на «ты» будет расценено как грубое нарушение норм речевого этикета, незнание условий ситуации общения и несоблюдение социально-ролевого статуса в коммуникации.
- Наличие фоновых знаний о культуре, традициях, ментальности того народа, с представителем которого необходимо установить контакт. Известно, то в китайском языке существует несколько «степеней вежливости», употребление которых определяется речевой традицией коммуникации в семье, коллективе, с незнакомыми людьми, в общении старшего и младшего по возрасту или социальному положению.
Есть ли универсальные манеры говорить, которые понятны всем
Легко представить себе ситуацию: мужчина, воспитанный с убеждением, что женщинам надо открывать двери, подавать руку, приносить кофе, пропускать вперед, делать комплименты, внезапно слышит, что «его ухаживания навязчивы и неуместны, и вообще все это уже где-то на грани харассмента». Мужчина потрясен до глубины души: он стремился проявить себя как истинный джентльмен, но его благие намерения не увенчались успехом. «Всему виной феминизм и идеи гендерного равенства», — думает он.
Вполне вероятно, что его помыслы были чисты и в них не было ни неуместных ухаживаний, ни домогательств. Герой этой ситуации оказался заложником стереотипа «если рядом женщина, она жаждет внимания и опеки в самом активном ее проявлении», то есть галантности.
Формально на работе нет «леди и джентльменов»: есть коллеги, эксперты, специалисты, профессионалы с разными деловыми статусами — обоих полов. Но даже в самом строгом и консервативном бизнесе работают люди, а у людей есть чувства, эмоции и потребность в налаживании и поддержании не только эффективных, но и комфортных деловых отношений. Своего рода социальным клеем выступает тактичность.
Ее-то многие и путают с галантностью, которой в рабочем общении не место.
Между галантностью и тактичностью очень тонкая граница. Галантность, согласно определению «Википедии», «в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность. В XVII-XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех ее желаний и капризов».
А тактичность — «умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций».