Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Мордовский костюм.

27.12.2019 в 01:16

Мордовский костюм.


Национальный костюм - красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм - это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.

Мордовский костюм. Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Войдя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.
Смелостью художественного замысла, новаторским решением отмечены работы выпускников Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова. Для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Принципы народного моделирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи. Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача - показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии мордовского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие.
Моделирование одежды - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.

Мордовский костюм. 01 Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 02 Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 03 Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 04 Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 05 Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 06 Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 07 Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 08 Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 09 Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Мордовский костюм. 10 Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Поляиского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Как сшить мордовский костюм. Характерные черты мордовского национального костюма

О национальном костюме можно говорить в разрезе двух культур: мокшанской и эрзянской. Отметим черты, присущие традиционному наряду обоих народов:

  • покрой – прямой и для рубахи (панара), и для верхней распашной белой одежды;
  • отделка – шерстяная вышивка, для которой характерны красный и чёрный цвет;
  • украшения – нагрудники и кушаки, с металлическим и бисерным декором;
  • обувь – плетёные лыковые лапти с онучами и кожаные сапоги со сборками.

Особенности мужского, женского, детского костюмов

Женщины этих народностей ткали холсты и сукно, из которых потом шили повседневную и праздничную летнюю и зимнюю одежду.

Мужчины надевали рубаху прямого кроя навыпуск и штаны (понкст), подпоясывались ремнём или поясом, сверху в прохладную погоду накидывали распашную холщовую одежду типа халата. Осенью или весной согревались в сумани – суконном пальто тёмного цвета, зимой – в шубе из овчины внушительной длины. В холодное время мужчина надевал валяную шапку, ушанку или малахай. С начала XX века для мужчин шили рубахи из фабричных тканей и покупали картузы, вытеснившие валяные шапки.

Женский костюм очень красив, состоит из многих элементов. Девушка начинала надевать наряд с рубахи, которая имела туникообразный силуэт и разрезы на передних полотнищах. Панар был богато вышит по вороту, рукавам, подолу . Вышивка сопровождала переднюю часть рубахи (по шву), спину и грудь (в виде двух продольных полос). В праздники наряд дополнялся второй рубахой – покай, расшитой очень плотно вышивкой и бисером. Длина изделий у мокшанок позволяла только слегка закрыть колени, поэтому в костюме присутствовали холщовые штаны до щиколоток.

Передники с нагрудником или без него (и даже с рукавами) – также неотъемлемая часть женского костюма. Поверх панара надевалась безрукавка, верхняя распашная холщовая одежда мушкас или руця. Как и мужчины, они носили сумань или овчинную шубу. Вся женская одежда, кроме верхней, замысловато украшалась вышивкой и расшивалась бисером, монетами, цепочками.

Как сшить мордовский костюм. Характерные черты мордовского национального костюмаГоловной убор у женщин и девушек различался . Те, кто ещё не вышел замуж, надевали налобную повязку или специальные шапочки-венцы с украшениями. Семейные дамы убирали волосы под высокий головной убор конической, прямоугольной формы или надевали сороку в виде колпака или чепца. Были и другие варианты – полотенце с расшитыми краями и венец, закрытый сверху.

Детский костюм повторял все элементы взрослого , но украшений в наряде девочки было значительно меньше, потому что весил костюм, так богато декорированный, тоже внушительно.

Чем украшаются, какая обувь?

Женщины очень любили украшать себя. Всё это нашло отражение в костюме:

    Как сшить мордовский костюм. Характерные черты мордовского национального костюмак головному убору крепились височные подвески с бисером, бусинами, монетами;
  • налобное украшение в основе имело перьевую бахрому и тесьму с вышивкой;
  • девушки скрывали волосы под накосниками из шёлка и бисера;
  • в ушах – серьги и покрытые материалом берестяные кружки с нашитыми цветными узорами, бусинами;
  • нагрудные украшения составлялись из бус и ожерелий. Особенно красивы были бисерные воротники, нагрудные сетки, чересплечные украшения (в основе две кожаных полоски, на которые стеклярусом, пуговицами, цепочками нашивался орнамент);
  • наручные украшения – разнообразные браслеты и кольца;
  • область талии украшалась набедренниками с вышивкой, пуговицами, позументом, бисером, шерстяной бахромой, медными цепочками, монетами, ракушками;
  • к поясу подвешивали парные подвески, состоящие из металлического каркаса и проволоки из меди в несколько рядов. К ним крепились жетоны, ракушки, монеты, бубенчики, шелковая бахрома. За пояс затыкали поясные расшитые полотенца.

Отметим основные моменты, касающиеся национальной обуви мокша и эрзя:

  1. традиционно мордвины носили лыковые лапти из липы или вяза косого плетения;
  2. кожаные сапоги были праздничным вариантом обуви. Их отличали сборки голенища, острые носы, массивные задники;
  3. зимняя обувь – валенки;
  4. на босую ногу наматывали портянки: нижние – на ступни, верхние – на икры;
  5. поверх портянок в прохладную погоду наматывали онучи — белые или чёрные, а по праздникам – красные с цветными полосками из ткани.

Справка. В традициях народа считать красавицами женщин с прямыми ровными и полными ногами. Онучи, кроме основной функции – утепления, как раз призваны были сделать из ног любой женщины идеал.

Мордовский цвет. История упоминаний

Мордовский костюм. 13

Мордовка. Конец XVIII века.

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.

Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке .

Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «» готского историка VI века. В нём среди народов, которые якобы были покореныкн. э., упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» ().

«В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „ называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“»

в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):

К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придёт купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.

То же в конце XVIII века подтверждает и:

С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несёт равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев.

О мокшанах (Moxii), как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».

Энциклопедиятакже называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса

В работетакже мокшане и мордва упомянуты как разные народы:

В течение 1239 года Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный

О сходстве мокшан и() писали адъюнкт Петербургского университетаи его коллега, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:

Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев

В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский.