Коми костюм. Коми одежда
Коми костюм. Коми одежда
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов.
Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами).
Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами.
Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.
Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.
Коми ижемский костюм. Традиционная одежда коми-ижемцев
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавливали из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканая одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканого холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Известные коми зыряне. КОМИ-ЗЫРЯНЕ
Происхождение названия
Доподлинно неизвестно, откуда пошло название коми. Наибольшей достоверностью обладают две версии. Согласно первой версии, название «коми» восходит к названию р. Кама; дословно коми-морт – «живущий на реке Кама». Вторая версия – в переводе с древнего прапермского языка слово komä (ком) – «мужчина, человек».
Самоназвание народа – коми, коми-морт, коми-войтыр; пермь (Х – ХV вв.), зыряне (устаревшее название).
Территория проживания
Являясь аборигенами Республики Коми, коми-зыряне расселились также в таких субъектах Российской Федерации, как Архангельская, Мурманская, Омская, Свердловская, Тюменская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа.
Этнография
Коми представлены следующими этнографическими группами: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы.
История становления этноса
Самые ранние данные о коми, именуемой в то время пермью, встречается в «Степенной книге» (967). Сохранились данные о народности и в «Повести временных лет» (начало XII в.). Согласно В.Н. Татищеву, племя пермь проживало на землях от Вычегды до Уральских гор.
Предок коми - пермь вычегодская. О ее обособлении известно с X – XI вв. Коми в тот период жили по рекам Вычегде, Сысоле, Выми, Лузе, Сухоне, Двине, Пинеге и Вашке. В ХIII в. вычегодская пермь подчинялась Новгороду, с начала ХIV в. была под покровительством Москвы. С 1478 г. - вхождение Новгорода в состав Москвы - пермь (зыряне) стала частью Московского государства.
В XVI – XVIII вв. коми-зыряне расселились по Верхней Вычегде и Печоре, в ХVIII – ХIХ вв. – по Печоре и Ижме.
В ХVIII в. складываются этнографические группы:
- удорцы – верхнее течение р. Мезени и Вашки;
- вымичи – бассейн р. Выми;
- пермяки – верхнее течение Лузы;
- сысоличи – бассейн Сысолы;
- вишерцы – бассейн Вишеры;
- печорцы – по Верхней Печоре;
- ижемцы – на Ижме.
Взаимодействовали с русскими, ненцами, что сказалось на форме жилища, одежде, обрядах и фольклоре. У ненцев ижемцы позаимствовали оленеводство.
Занятия
Издревле основой хозяйственного строя были охота и рыболовство, с ХVIII в. - земледелие и скотоводство. Занимались выращиванием ячменя, ржи, льна, конопли, репы, лук, редьки, с середины ХIХ в. – картофеля. Вспомогательный характер носило животноводство. Ижемцы специализировались на оленеводстве.
Издавна существовала торговля. В ХVII в. на Нижней Выми распространилось солеварение. Во второй половине ХVIII в. здесь начали работу чугунолитейные и железоделательный заводы. Однако местное население к работе на них не привлекалось.
С XIX в. занимались портняжным, шерстобитным, пимокатным промыслами, углежжением и др. С конца ХIХ в. делали лесозаготовки и осуществляли лесосплав. В XIX – начале ХХ в. сохранялась домашняя промышленность.
Жилища
Коми-зыряне жили на погостах (села), вокруг них располагались сикты (деревни). Северные земли заселялись линейно. Поселки сооружались на мысах рек. Избы строились без фундамента, фасадом на юг или юго-запад. Дом, двор и взвоз имели общую крышу. Ижемцы сооружали двухэтажные дома.
Одежда
Схожа с одеждой северо-русской, у северных коми - с одеждой ненцев. Женская одежда - рубаха, косоклинный или прямой сарафан, передник. Мужская одежда - холщовая рубаха-косоворотка навыпуск, ремень, холщевые штаны, кафтан, зипуны.
Общественное устройство
До 1917 г. коми-зыряне - государственные крестьяне, жившими общинами. Группа родственников именовалась котырами или ставами. Мужчины большую часть времени проводили на охоте. В конце XIX – начале XX в. произошел распад больших семей.
Основа семьи – индивидуальное крестьянское хозяйство. Действовали производственные артели. Сохранялись традиции деревенской взаимопомощи.
Религия
В XIV в. коми-зыряне прошли христианизацию. Этому способствовала деятельность миссионера Стефана Пермского, который вел свою работу среди коми в 1379 г. В 1383 г. он получил пост первого епископа новой Пермской епархии с центром в с. Усть-Выми. В настоящее время значительная часть коми – православные, встречаются старообрядцы.