Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Коми костюм. Коми одежда

27.12.2019 в 15:37

Коми костюм. Коми одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов.

Коми костюм. Коми одежда

Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами).

Коми костюм. Коми одежда

Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами.

Коми костюм. Коми одежда

Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Коми костюм. Коми одежда

Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

Коми ижемский костюм. Традиционная одежда коми-ижемцев

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавливали из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканая одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканого холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Известные коми зыряне. КОМИ-ЗЫРЯНЕ

Происхождение названия

Доподлинно неизвестно, откуда пошло название коми. Наибольшей достоверностью обладают две версии. Согласно первой версии, название «коми» восходит к названию р. Кама; дословно коми-морт – «живущий на реке Кама». Вторая версия – в переводе с древнего прапермского языка слово komä (ком) – «мужчина, человек».

Самоназвание народа – коми, коми-морт, коми-войтыр; пермь (Х – ХV вв.), зыряне (устаревшее название).

Территория проживания

Являясь аборигенами Республики Коми, коми-зыряне расселились также в таких субъектах Российской Федерации, как Архангельская, Мурманская, Омская, Свердловская, Тюменская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа.

Этнография

Коми представлены следующими этнографическими группами: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы.

История становления этноса

Самые ранние данные о коми, именуемой в то время пермью, встречается в «Степенной книге» (967). Сохранились данные о народности и в «Повести временных лет» (начало XII в.). Согласно В.Н. Татищеву, племя пермь проживало на землях от Вычегды до Уральских гор.

Предок коми - пермь вычегодская. О ее обособлении известно с X – XI вв. Коми в тот период жили по рекам Вычегде, Сысоле, Выми, Лузе, Сухоне, Двине, Пинеге и Вашке. В ХIII в. вычегодская пермь подчинялась Новгороду, с начала ХIV в. была под покровительством Москвы. С 1478 г. - вхождение Новгорода в состав Москвы - пермь (зыряне) стала частью Московского государства.

В XVI – XVIII вв. коми-зыряне расселились по Верхней Вычегде и Печоре, в ХVIII – ХIХ вв. – по Печоре и Ижме.

В ХVIII в. складываются этнографические группы:

- удорцы – верхнее течение р. Мезени и Вашки;

- вымичи – бассейн р. Выми;

- пермяки – верхнее течение Лузы;

- сысоличи – бассейн Сысолы;

- вишерцы – бассейн Вишеры;

- печорцы – по Верхней Печоре;

- ижемцы – на Ижме.

Взаимодействовали с русскими, ненцами, что сказалось на форме жилища, одежде, обрядах и фольклоре. У ненцев ижемцы позаимствовали оленеводство.

Занятия

Издревле основой хозяйственного строя были охота и рыболовство, с ХVIII в. - земледелие и скотоводство. Занимались выращиванием ячменя, ржи, льна, конопли, репы, лук, редьки, с середины ХIХ в. – картофеля. Вспомогательный характер носило животноводство. Ижемцы специализировались на оленеводстве.

Издавна существовала торговля. В ХVII в. на Нижней Выми распространилось солеварение. Во второй половине ХVIII в. здесь начали работу чугунолитейные и железоделательный заводы. Однако местное население к работе на них не привлекалось.

С XIX в. занимались портняжным, шерстобитным, пимокатным промыслами, углежжением и др. С конца ХIХ в. делали лесозаготовки и осуществляли лесосплав. В XIX – начале ХХ в. сохранялась домашняя промышленность.

Жилища

Коми-зыряне жили на погостах (села), вокруг них располагались сикты (деревни). Северные земли заселялись линейно. Поселки сооружались на мысах рек. Избы строились без фундамента, фасадом на юг или юго-запад. Дом, двор и взвоз имели общую крышу. Ижемцы сооружали двухэтажные дома.

Одежда

Схожа с одеждой северо-русской, у северных коми - с одеждой ненцев. Женская одежда - рубаха, косоклинный или прямой сарафан, передник. Мужская одежда - холщовая рубаха-косоворотка навыпуск, ремень, холщевые штаны, кафтан, зипуны.

Общественное устройство

До 1917 г. коми-зыряне - государственные крестьяне, жившими общинами. Группа родственников именовалась котырами или ставами. Мужчины большую часть времени проводили на охоте. В конце XIX – начале XX в. произошел распад больших семей.

Основа семьи – индивидуальное крестьянское хозяйство. Действовали производственные артели. Сохранялись традиции деревенской взаимопомощи.

Религия

В XIV в. коми-зыряне прошли христианизацию. Этому способствовала деятельность миссионера Стефана Пермского, который вел свою работу среди коми в 1379 г. В 1383 г. он получил пост первого епископа новой Пермской епархии с центром в с. Усть-Выми. В настоящее время значительная часть коми – православные, встречаются старообрядцы.