Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

Традиционный карельский женский костюм. Женский национальный карельский костюм

22.11.2022 в 13:16

Традиционный карельский женский костюм. Женский национальный карельский костюм

Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).

Одежда

Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.

Так выглядит женский национальный карельский костюм (фото):

Традиционный карельский женский костюм. Женский национальный карельский костюм

Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.

Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.

СПРАВКА!  Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.

Головной убор

Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию. Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.

Традиционный карельский женский костюм. Женский национальный карельский костюм

Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.

Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.

СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.

Обувь

Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.

Национальный костюм евреев. История еврейского костюма

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.

Национальный костюм евреев. История еврейского костюмаВ изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.

В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

Национальный костюм евреев. История еврейского костюмаС наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик. Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Карельский костюм рисунок. Традиционный женский костюм северной Карелии

Повседневный женский костюм северной Карелии состоял из рубахи и сарафана. Будничная женская рубаха шилась из белого льняного или конопляного холста. Как и традиционная женская рубаха на Севере России она состояла из нижней части и рукавов. Рукава вплоть до начала XX века шились из холста и имели длину до запястья. Такие рукава упоминаются в публикации о ругозерских карелах за 1885 год: «Женщины носят сорочку с длинными рукавами». В первой четверти XX века исследователи упоминают у ругозерских карел рукава из ситца, а у ребольских – из синего холста: «…женская рубаха «ряччин», холщовая, синяя с длинными узкими рукавами, нижняя часть ее из более толстого и грубого конопляного холста. Маленький ворот застегивася у шеи медною или деревянною запонкой».

С рубахой женщины носили в будни косоклинный сарафан «костыч» с пуговицами по всей длине переднего шва. Такой сарафан упоминает у калевальских и ругозерских карел в 1833 году Э. Леннрот,о таком сарафане у ребольских и семчезерских карел в 1941 году пишет Зеленин: «сарафаны старинного русского кроя с клиньями по бокам». В Семчезере такие сарафаны «шились из голубой крашенины. В верхней части лифа был небольшой разрез с тремя оловянными или медными пуговицами». В карельском Поморье подобного кроя сарафан назывался «матурником». Шили его из красного сукна. По переднему шву матурника нашивались металлические пуговицы: в верхней части 13 больших, ниже до подола – пуговицы меньшего размера. А. Линевский, описавший эту разновидность сарафана, связывает его появление в Карельском Поморье с влиянием русских старообрядцев, а количество пуговиц с символикой Христа и двенадцати апостолов.С течением времени костычи переходят в разряд одежды пожилых женщин. Иванов в своем очерке о повенецких карелах от 1863 года уже причисляет «широкоплечие сарафаны костычи» к одежде старух. Сарафаны упоминают практически все этнографы и исследователи. Чубинский (1866), Камкин (1880), Энгельгардт (1879)пишут о пестрядинных и набойчатых сарафанах кемских карел, Оленев – о крашенинных и пестрядинных – у ругозерских.

Бурятский народный костюм. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БУРЯТСКИЙ КОСТЮМ


ИСТОРИЯ КОСТЮМА

 

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух.

ОСОБЕННОСТИ
БУРЯТСКИЙ ОДЕЖДЫ

 

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нем элементы территориальных и родовых различий.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

Национальная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетают две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собираются близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывают гребнем матери жениха, в отличие от обряда русских, где, наоборот, из двух девичьих кос заплетали одну женскую. Тип украшений бурятских женщин рассчитан на парную косу.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй - надевается поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез.

Верхняя одежда замужних женщин отрезается по линии талии. Летние женские халаты чаще всего шьют из синей чесучи, линию шва закрывают только в передней части декоративной тесьмой.

Одежда женщин пожилого возраста отличается упрощенностью форм и украшений. Будничные халаты выполнены из тканей подешевле и темных оттенков, рукава отличаются легкостью по сравнению с другими нарядами. Дополняющая наряд безрукавка (Уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен и родов.

Существует уужа двух видов - короткая и длиннополая. Короткая безрукавка (эсэгын уужа) заканчивается на линии талии, это связано с древним бурятским обычаем, когда женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной, то есть в шапочке и безрукавке. Женщины использовали яркие ткани с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди.

Длиннополые уужа носят предбайкальские буряты в Эхирит-Булагатском, Качугском, Ольхонском районах, тункинские, баргузинские и агинские буряты Забайкалья. В основном для изготовления такой безрукавки брался короткий вариант, к которому пришивали прибранную на талии длинную юбку с разрезом сзади. Такая уужа используется для езды и назвается морин уужа.

С безрукавками связано много интересных фактов. Так, во времена Чингисхана государство регламентировало одежду и ее цвета. При раскройке монголы использовали особую измерительную методику: по цвету и качеству ткани, из которой была сделана одежда, можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

Национальный костюм карелы. Особенности карельского национального костюма

В прошлом навыки шитья и рукоделия прививали девочкам с раннего детства. Поэтому хорошая хозяйка могла сшить платье, украсить изделие вышивкой крестиком или тамбурным швом. А также кружевом, лентами, бисером и другими аксессуарами. Для вышивки праздничной одежды карельские мастерицы обычно использовали красную нить. А повседневной — белую или бежевую. На карельской вышивке присутствовали самые разные узоры и орнаменты — геометрические фигуры, животные, птицы, растения. Причем многие из них выполняли функции оберега. Расшивая свой наряд, мастерица закладывала в него посыл счастья, любви и защиты от «злых сил».

Карельский национальный костюм отличался прямым, свободным, не стесняющим движений кроем. Различалась одежда повседневная и для праздников. Для изготовления самобытных нарядов использовались следующие материалы:

  • лен;
  • шерсть;
  • посконь;
  • пестрядь.

Причем карелы и другие народности многие ткани изготавливали самостоятельно на ткацких станках и прялках. Для этого выращивали исходное сырье — лен и коноплю, и разводили овец. Полученные ткани обрабатывали натуральными красителями — луковой шелухой, настоями коры или ягодным соком. А за фабричными тканями — ситцем, кумачом, парчой, тафтой и муаром — оправлялись на ярмарку или к коробейникам.

В старину карельские празднества отличались весельем и массовостью. Юноши и девушки пели песни, водили хороводы, прыгали через костры, зимой катались на санях. Для таких мероприятий подбирались яркие заметные одежды. Чаще всего это были красные или синие наряды, обязательно в сочетании с белоснежным фоном. Помимо жизнеутверждающей яркости, особенность карельских национальных костюмов — отделка рукавов. Во многих нарядах они собирались резинкой и украшались пышными воланами.

Мужская национальная одежда

Представители сильного пола и в старину выглядели элегантно и привлекательно. Белая, украшенная вышивкой рубаха подпоясывалась кушаком. И сочеталась с яркими домоткаными штанами синего или зеленого цвета, заправленными в высокие сапоги. Поверх рубахи мужчины носили черную жилетку и дополняли наряд картузом или фуражкой. А вот старики чаще носили валяные шляпы в форме усеченного конуса.

Мужская рубаха изготавливалась двух видов . Длинная до колен из домотканого полотна. И более короткая до середины бедра с воротником-стойкой из кумачового коленкора. В холодное время года крестьянин надевал суконный пиджак с отложным воротником. Или теплый кафтан длиной до колена. А при наступлении морозов доставал шубу, тулуп из овчины и теплую меховую шапку.

Отличительным элементом мужского карельского национального костюма был шарф или шейный платок. Яркие цвета и замысловатая вышивка придавала щегольскую привлекательность образу.

Женская национальная одежда

Традиционный женский костюм отличался большим разнообразием. Сарафаны и рубашки свободного покроя расширялись книзу и подпоясывались вышитым поясом. В повседневной одежде функции пояса исполнял длинный передник. Часто его украшали воланами, вышивкой и бахромой. Нижняя рубашка карелок сияла белизной, символизируя чистоту образа. А длина сарафанов доходила практически до пола, что показывало сдержанность и скромность.

Также женский наряд мог состоять из белой холщовой рубашки с пышными рукавами. И длинной, чуть расклешенной юбки в традиционных цветах — красном, синем или зеленом. Одежда во многом зависела от возраста женщины. Чем старше ее обладательница, тем сдержаннее был наряд.

Обязательный элемент традиционного костюма — головной убор . Недаром возникло слово «опростоволоситься», т. е. опозориться, показавшись среди людей с непокрытой головой. Молодые девицы повязывали голову платком или украшали ободком из плетеной бересты. Замужние женщины носили повойники — небольшие шапочки из мягкой ткани. Или кокошники, которые оформляли бисером, вышивкой, лентами и прочими аксессуарами. Особо зажиточные северянки могли себе позволить роскошные головные уборы, расшитые жемчугом. Также традиционный карельский наряд часто дополнял яркий платок, накинутый на плечи.