Модная подружка

Луки, статьи, гид по моде

12 важных вопросов перинатальному психологу. Истинные и ложные цели перинатальной психологии

13.09.2022 в 02:17

12 важных вопросов перинатальному психологу. Истинные и ложные цели перинатальной психологии

12 важных вопросов перинатальному психологу. Истинные и ложные цели перинатальной психологии

Доклад «Истинные и ложные цели перинатальной психологии. Профилактика психологогений» состоялся в рамках VI Всероссийского фестиваля практической психологии «Где дни облачны и кратки…» . Об осознанности, необходимой перинатальному психологу, рассказал Игорь Валерьевич Добряков – кандидат медицинских наук, руководитель секции перинатальной психологии Санкт-Петербургского психологического общества, заведующий кафедрой перинатальной психологии Института «Иматон» .

«Очень правильно, что наша встреча началась с замечательного доклада Александра Иосифовича Палея , поднятые им вопросы очень важны, я буду продолжать тему, о которой он говорил и совершенно с ним согласен. Тема моего доклада «Истинные и ложные цели перинатальной психологии» непосредственно касается этических и не только этических проблем.

Мое глубокое убеждение, что в перинатальной психологии вообще есть такое правило: пока не присоединился к клиенту, ничего не имеешь права с ним делать. Вот когда присоединился, тогда уже многое можно делать. Нужно чувствовать, уважать его, а не только манипулировать. И я как раз об этом хочу говорить, я уже давно этим занимаюсь и вижу в перинатальной психологии много психологогений. Я не буду говорить про ятрогении, когда неправильные действия врачей приводят к тому, что состояние человека ухудшается. Иногда неправильные действия психологов, в частности, перинатальных психологов, тоже приводят к очень серьезным последствиям, с которыми нам потом приходится работать.

Это как раз те психологи, которые ставят ложные цели, то есть, цели очень простенькие, манипулятивные «увидел – сделал», «заболело – сняли», «есть тревога – тревогу убрали» и так далее. Чтобы стало понятно: чем лучше выстраиваешь систему, в той профессии, в которой работаешь, тем лучше начинаешь понимать какие-то глубинные вещи. Меньше понимаешь – скользишь по поверхности, и самые благие намерения приводят иногда к очень скверным результатам.

Я очень кратко расскажу, что явилось краеугольным камнем, почему перинатальная психология мне стала интересна – появилась теоретическая база, и стало понятно, что делаешь. Книга Анны Фрейд «Введение в детский психоанализ» заканчивается фразой: «Самое главное – понимать, что ты делаешь». Когда начинаешь понимать, что  делаешь, а не просто убирать симптом, становится значительно интереснее.
Я считаю отцом перинатальной психологии Отто Ранка – это блестящий и недооцененный психоаналитик (очень ценимый Фрейдом, хотя у них и были серьезные конфликты). Меня убивает, что все знают Станислава Грофа и очень мало кто читал Ранка. Станислав Гроф и Ранк – это как Эверест и холмик. Гроф – перепевы Ранка плюс какая-то мистика… Я дважды был на семинарах самого Грофа, и у меня осталось очень негативное впечатление от того, что там происходило.

Перинатальная психология книги. Павел Сидоров, Галина Чумакова, Евгения Щукина Перинатальная психология

Условные сокращения

АППМ – Ассоциация перинатальной психологии и медицины

БПМ – базовая перинатальная матрица

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВПР – врожденные пороки развития

ПКГД – психологический компонент гестационной доминанты

ИО – искусственное осеменение

МИПУ – Международный институт психологии и управления

МКБ – Международная классификация болезней

ОРЦ – областной реабилитационный центр

ПКГД – психологический компонент гестационной доминанты

ПП – перинатальная психология

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

СЖО – синдром жестокого обращения

ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение

ANEP – Национальная ассоциация пренатального воспитания

ISPPM – International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine (Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины)

Введение

Человек не может становиться человеком в тот или иной момент своего развития – до имплантации или после – он является человеком с самого начала оплодотворения, единственным и неповторимым в каждый из моментов своего существования.

Эрих Блехшмидт

Перинатальная психология – подотрасль психологии развития, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. Термин perinatal объединяет в себе греческую приставку peri – вокруг, около и латинский корень natal – отношение к рождению.

Ошибку, связанную с отсутствием внимания к новорожденному и его взаимодействию с матерью, существовавшую в медицине, исправил Л. С. Выготский, отечественный психолог, который обратил особое внимание на роль матери в развитии ребенка как представителя рода человеческого и субъекта познавательной деятельности. Момент рождения он считал нижней границей детской психологии. После выхода труда О. Ранка «Травма рождения» (1924) сам акт рождения относят к психической травме, которая создает высокий уровень тревоги, а в критических ситуациях пробуждается в виде невротических симптомов. Основная жизненная проблема новорожденного появляется в момент разрушения психоэмоциональной связи, возникшей пренатально, что требует преодоления страха отделения от матери или заменяющего ее лица. В этот момент ребенку необходима психотерапия, помогающая справиться со стрессом. После родов уникальная симбиотическая диада «мать – плод» трансформируется в диаду «мать-новорожденный» итриаду «отец – мать – новорожденный» (Батуев А. С., 2000; Брехман Г. И., 1998, 2005; Добряков И. В., 2005). Плод и новорожденный перестали восприниматься только как объект медицинского ухода, а стали объектами изучения перинатальной психологии (Мещерякова С. Ю. , 1996; Stern D. N., 1984; Филиппова Г. Г., 2002; Цареградская Ж. В., 2002; Винникот Д. В., 2005; Прихожан А. М., Толстых Н. Н., 2005).

Перинатальная психология статьи. Перинатальная психология - новый раздел клинической (медицинской) психологии.

Добряков И.В. Перинатальная психология — новый раздел клинической (медицинской) психологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 5 (16). – URL: http://medpsy.ru

Добряков И.В.

В начале ХХ века В.М. Бехтеревым, сочетавшим талант выдающегося клинициста-психиатра, психотерапевта, невролога с глубокими знаниями в области морфологии, психологии, физиологии, было разработано и внедрено в практику новое научное направление: психоневрология. Оно отвечает современным требованиям всестороннего междисциплинарного изучения нервной системы и психики здорового и больного человека. В созданном В.М. Бехтеревым научно-исследовательском институте помимо отделений, занимающихся медицинскими исследованиями в области неврологии, психиатрии, психологии, в 1932 году был сформирован сектор социальной психоневрологии. Таким образом, концепция психоневрологии В.М. Бехтерева включала  биопсихосоциальную триаду . В институте, носящем после гибели создателя его имя, были разработаны и продолжают совершенствоваться методы лечения, сочетающие как биологическое, так и социопсихологические воздействия с дифференцированной системой наблюдения. Они рассматриваются как сложная динамическая система взаимосвязанных компонентов (медицинских, психологических, социальных), направленных на восстановление личного и социального статуса больного . Идеи В.М. Бехтерева, несмотря на меняющиеся, нередко очень сложные политические ситуации, успешно развивали его ученики и последователи (Е.С. Авербух, Л.И. Вассерман, Р.Я. Голант, М.М. Кабанов, Б.Д. Карвасарский, А.Ф. Лазурский, А.Е. Личко, С.С. Мнухин, В.Н. Мясищев, Ю.В. Попов, Т.Я. Хвиливицкий и др.).

Перинатальная психология лекции. Духовная и Перинатальная психология: особенности ретроспективных переживаний в измененном состоянии сознания (эмпирическое исследование)

Корнеенков Сергей Семенович
кандидат психологических наук
доцент, кафедра психологии, Дальневосточный федеральный университет
690025, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Александровича, 50, кв. 57
Korneenkov Sergei Semenovich
PhD in Psychology
Associate professor of the Psychological Department at Far Eastern Federal University.
690025, Russia, Primorskii krai, g. Vladivostok, ul. Aleksandrovicha, 50, kv. 57
korneenkovss@yandex.ru

Дата направления статьи в редакцию:

05-11-2014

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на следующих гипотезах. Первая: человек является саморазвивающимся существом, в его душе хранится вся информация в период развоплощённого состояния, а так же в перинатальный период развития. Вторая: находясь в медитации, индивид способен вспомнить психические состояния и переживания, которые он ис-пытывал до своего рождения. Задачи исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме: а) единения сознания души и ума плода в перинатальный период жизни индивида; б) жизнь души в предшествующий период ее воплощения в тело человека. 2. Проверить практические возможности интегральной технологии обучения и самопознания в бодрствующем и измененном состояниях сознания при изучении академических дисциплин в вузе. 3. Провести экспериментальное исследование переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития и в период, предшествующий вхождению души в материальное тело человека. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет иссле-дования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось с помощью следующих методов: установка, настройка, концентрация, музыка, медитация, гипноз, самовнушение, молитва, сонастройка. Впервые в отечественной и мировой психологии и педагогике предло-жен, апробирован и внедрен в практику интегральный подход обучения и самопознания в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания. Получены новые данные о психологических особенностях восприятия, мышления и переживаний в перинатальный период развития индивида, а также в момент предшествующий встречи сперматозоида и яйцеклетки, ду-ши и физического тела. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действитель-ность как единое целое. Глубокое погружение в себя способствует наступлению покоя, гармонии, знания, чистоты, наполняет сознание личности силой и энергией. Внутренний мир такая же реальность для нашего сознания, как и внешний. В медитации можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям, изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.

Перинатальный психолог онлайн. Перинатальный психолог

Перинатальный психолог

Многие родители часто обращаются к психологам из-за сложностей во взаимоотношениях с детьми. Но, будучи ещё в ожидании ребёнка, бывают ситуации, когда и в этом периоде сопровождение психолога полезно, а иногда - необходимо.

Перинатальный психолог - психолог, работающий в ситуациях планирования беременности, с беременными женщинами (парами), осуществляющий поддержку в родах и сопровождающий новоиспечённых мам уже после появления малыша.

12 важных вопросов перинатальному психологу. Истинные и ложные цели перинатальной психологии 01

Таким образом, обращаться к психологу за помощью можно в разные перинатальные периоды:
✔️Зачатие
✔️Беременность
✔️Роды
✔️Период ухода за младенцем

С чем именно работает перинатальный психолог:
1. Принятие беременности, перинатальный выбор. Доабортное и послеабортное консультирование.
2. Тревожные мысли (за себя, свое здоровье, отношения в паре, за здоровье ребёнка и т.д.). Страхи (страхи родов, физиологических изменений при беременности, страх материнства и др.)
3. Отношения с окружением. Отношения с близкими родственниками, с собственными родителями в период планирования и вынашивания беременности. Часто - отношения с мамой становятся "острой" темой.
4. Отношения в паре. Изменение отношений в период беременности и после родов.
5. Тема невынашивания.
6. Сопровождение при использовании вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО, суррогатное материнство и др.)
7. Послеродовое сопровождение. Психологическая помощь и поддержка в период адаптации семьи к жизни с ребёнком.

Исходя из выше перечисленных задач, перинатальный психолог работает не только с беременными женщинами, но и с целыми семьями. Теми семьями, которые так или иначе связаны с темой репродуктивного здоровья.

Техники работы зависят от запроса клиента. Часто - это проективные методы и арт-техники.

На сегодняшний день есть несколько способов получить перинатальную поддержку. Если Вам или Вашим близким нужна помощь перинатального психолога, можете обратиться в родильный дом или женскую консультацию по месту жительства.

Или можете написать мне. Я также работаю в этом направлении.

Перинатальный психолог это. Перинатальный психолог и область его деятельности

Кто такой перинатальный психолог?

Начнём по порядку, перинатальный психолог – это специалист в области психологии или медицины, прошедший профессиональную подготовку в области перинатальной психологии, являющеюся разделом клинической (медицинской) психологии. Имеющий сертификат или диплом подтверждающий право ведения нового вида деятельности в области данного направления.

Что изучает перинатальная психология?

Перинатальная психология, как раздел клинической психологии, направлена на решение психологических задач в оказании перинатальной помощи населению. Рассматривает вопросы психологии родительства, которое включает в себя материнство и отцовство, в период планирования беременности и на всём протяжении от зачатия до рождения ребёнка, захватывая период его развития до трёх лет. Изучает эмоциональное состояние матери изменяющегося под воздействием гормонального фона, и влияние этих изменений на развитие и состояние здоровья плода. Влияние перинатального опыта на адаптивные особенности, способствующие развитию личности и её социализации.

12 важных вопросов перинатальному психологу. Истинные и ложные цели перинатальной психологии 02

Область деятельности перинатального психолога

С учётом растущей необходимости психологической помощи подготовки к родам, область деятельности перинатального психолога охватывает следующие направления.

  • Психологическое сопровождения на этапе планирования и создания супружеского холона, консультирования по вопросам материнства и отцовства
  • Психологическое консультирования по вопросам сексуальных дисфункций
  • Консультирование будущих мам на этапе планирования и подготовке к зачатию
  • Консультирование будущих мам, пар, прибегающим к вспомогательным репродуктивным технологиям, ЭКО, суррогатное материнство и др..