Национальный костюм карелов окружающий. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Национальный костюм карелов окружающий. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Национальный костюм евреев. История еврейского костюма
- Башкиры национальный костюм. Отличительные особенности башкирского национального костюма
- Национальный костюм бурятов. Особенности
- Карелы национальный костюм. Традиционный женский костюм северной Карелии
Национальный костюм карелов окружающий. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Янина Немирова
Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Конспект ООД для старшей группы.
Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное занятие с использованием элементов социо-игровой технологии. Интеграция в образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Карельский народный костюм».
Цель: - познакомить детей с предметами карельского народного костюма, с традициями карельского народа;
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать навыки связной диалогической речи, умение отгадывать загадки;
- развивать коммуникативные навыки, навыки изображения пантомимой и движением;
- прививать интерес к изучению родного края, его традиций.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, парой, индивидуальная.
Материал: манекены девочки, мальчика, одетые в карельскую одежду; отдельные предметы национальной одежды и обуви; иллюстрации, изображающие людей в национальной карельской одежде; ленты на палочках для игры, смайлики грустный и веселый по количеству детей.
Ход ООД:
1. Введение.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребенок здоровается, делает шаг вперед и выполняет в это же время какое-либо народное движение.
Вспомнить с детьми, как называется наша республика, город, в котором мы живём, какие народы живут в Карелии.
- У нас в республике есть свои народные традиции, своё искусство и своя народная одежда.
2. Основная часть.
Рассматривание с детьми в общих чертах особенности карельского костюма: преобладающие цвета, вышивка. Ответы детей по наблюдениям.
Затем рассматривают предметы одежды на манекенах:
а) - мальчики, мужчины носили шляпы.
Поговорка: Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу, соскочу-привечу.
- Мужчины всегда снимали шляпу при встрече, а так же в помещении.
Разыгрывается ситуация «встреча».
- Женщинам же головной убор снимать не надо. Девочки носили ленты, жен-
щины – платок.
Игра с лентами «Кто быстрее накрутит ленту». Дети выбирают себе пару глазами - социо-коммуникативная игра «Разведчики». Становятся друг напротив друга и накручивают с двух сторон ленту на палочке, пока не дойдут до середины.
б) Рассмотреть рубашки мальчика, девочки, их отличия.
Ай, да Маняшка!
Какова на братишке рубашка!
Вся хитрым узором обвита,
Шелками расшита.
- Кто шил одежду, вышивал? (женщины, девочки) Почему мужчины не вышивали, чем они занимались? (ходили на охоту, ловили рыбу, заготавливали дрова)
в) Рассматривание юбки, фартука, брюк. Обратить внимание на то, что как и сейчас у людей была будничная и праздничная, нарядная одежда.
г) Рассматривание обуви на иллюстрациях: что носили летом, название обуви (лапти)
Загадка: Отгадай загадку, кто мы:
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа-
Топать, шлёпать по болотам. (сапоги)
Д/и «Угадай, из чего сделано»- дети по желанию трогают обувь и говорят, из чего она сделана (лапти, сапоги, валенки)
- лапти делали из лыка, бересты (коры, сапоги – из кожи животных, валенки – из валяной шерсти.
г) Игра с использованием социоигровой технологии.
Разделение на команды: Дети разделяются на три-четыре команды с помощью полосок по количеству детей (на полосках нарисованы различные узоры в карельском стиле –елочки, волна, топорики). Дети должны найти такой же узор и построится в команды. Задание: одна команда воображаемо наряжает одного из игроков в какие-то предметы одежды, обуви, аксессуаров (изображает действиями, рассказывать нельзя) Другая команда угадывает что они надели и называет эти «предметы одежды». Затем задание выполняет другая команда.
Национальный костюм евреев. История еврейского костюма
Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.
Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.
В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху — шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.
В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота, стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.
С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик. Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.
Башкиры национальный костюм. Отличительные особенности башкирского национального костюма
Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.
Варианты и особенности нарядов
Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.
Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.
Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.
Женский
Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:
- изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
- был предусмотрен широкий вырез горловины;
- под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.
Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.
Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:
- В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
- Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
- Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.
В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.
Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.
Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.
Мужской
Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.
Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.
Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.
Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.
Праздничный
Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.
Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.
Национальный костюм бурятов. Особенности
Суровый климат и кочевой образ жизни сыграли огромную роль в выборе материалов для пошива одежды и формировании стиля национального костюма бурят. Проводя целый день в седле, буряты должны были носить очень комфортную и удобную одежду, она не должна была им мешать, но должна была укрывать их от ветра и согревать в суровые морозы. Так как занимались они в основном животноводством, то шили преимущественно из кожи, меха, конского волоса, шерсти. Шелк и хлопок покупали у соседних народов.
Буряты – это кочевой народ, они жили на огромных расстояниях друг от друга, поэтому у каждого рода костюмы имели свои отличительные особенности. Иногда они отличались очень существенно.
Есть летний и зимний варианты национального костюма бурят. Но главный элемент одежды – это халат. Зимний костюм (дэгэл) шили из овчины, которую обшивали бархатом. Летний халат, или тэрлинг, шили из легких хлопчатобумажных материалов. Праздничные костюмы, как правило, шили из шелка.
Халаты застегивались сбоку, что защищало от ветра и хорошо согревало в зимнюю стужу. Халаты должны были быть такой длины, чтобы закрывали ноги при верховой езде и при ходьбе. Кроме того, халат при необходимости использовали как постель, на одну полу ложились, другой накрывались.
Бурятский костюм имеет свои разновидности, в зависимости от возраста и пола. Национальный костюм бурятов для детей одинаковый как для девочек, так и для мальчиков, детей одевали в прямые халаты, которые очень были похожи на мужские.
После свадьбы женщины надевали рубаху, штаны и халат, который уже представлял собой кофту и юбку, сшитые на талии. Халат застегивался на специальные пуговицы. Все замужние бурятки в обязательном порядке носили безрукавки.
Карелы национальный костюм. Традиционный женский костюм северной Карелии
Повседневный женский костюм северной Карелии состоял из рубахи и сарафана. Будничная женская рубаха шилась из белого льняного или конопляного холста. Как и традиционная женская рубаха на Севере России она состояла из нижней части и рукавов. Рукава вплоть до начала XX века шились из холста и имели длину до запястья. Такие рукава упоминаются в публикации о ругозерских карелах за 1885 год: «Женщины носят сорочку с длинными рукавами». В первой четверти XX века исследователи упоминают у ругозерских карел рукава из ситца, а у ребольских – из синего холста: «…женская рубаха «ряччин», холщовая, синяя с длинными узкими рукавами, нижняя часть ее из более толстого и грубого конопляного холста. Маленький ворот застегивася у шеи медною или деревянною запонкой».
С рубахой женщины носили в будни косоклинный сарафан «костыч» с пуговицами по всей длине переднего шва. Такой сарафан упоминает у калевальских и ругозерских карел в 1833 году Э. Леннрот,о таком сарафане у ребольских и семчезерских карел в 1941 году пишет Зеленин: «сарафаны старинного русского кроя с клиньями по бокам». В Семчезере такие сарафаны «шились из голубой крашенины. В верхней части лифа был небольшой разрез с тремя оловянными или медными пуговицами». В карельском Поморье подобного кроя сарафан назывался «матурником». Шили его из красного сукна. По переднему шву матурника нашивались металлические пуговицы: в верхней части 13 больших, ниже до подола – пуговицы меньшего размера. А. Линевский, описавший эту разновидность сарафана, связывает его появление в Карельском Поморье с влиянием русских старообрядцев, а количество пуговиц с символикой Христа и двенадцати апостолов.С течением времени костычи переходят в разряд одежды пожилых женщин. Иванов в своем очерке о повенецких карелах от 1863 года уже причисляет «широкоплечие сарафаны костычи» к одежде старух. Сарафаны упоминают практически все этнографы и исследователи. Чубинский (1866), Камкин (1880), Энгельгардт (1879)пишут о пестрядинных и набойчатых сарафанах кемских карел, Оленев – о крашенинных и пестрядинных – у ругозерских.