Национальный костюм карелы картинки для детей. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Национальный костюм карелы картинки для детей. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Национальный костюм коряки. Народное искусство коряков: в краю двухсот вулканов и тысячи горячих источников
- Осетины национальный костюм. Осетинский национальный костюм
- Национальный костюм башкиров. Башкирский женский национальный костюм
- Национальный костюм евреев. Еврейский костюм в древности
- Нарисовать национальный костюм карелов. Традиционный мужской костюм северной Карелии
- Татары национальный костюм. Виртуальный музей
Национальный костюм карелы картинки для детей. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Янина Немирова
Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Конспект ООД для старшей группы.
Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное занятие с использованием элементов социо-игровой технологии. Интеграция в образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Карельский народный костюм».
Цель: - познакомить детей с предметами карельского народного костюма, с традициями карельского народа;
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать навыки связной диалогической речи, умение отгадывать загадки;
- развивать коммуникативные навыки, навыки изображения пантомимой и движением;
- прививать интерес к изучению родного края, его традиций.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, парой, индивидуальная.
Материал: манекены девочки, мальчика, одетые в карельскую одежду; отдельные предметы национальной одежды и обуви; иллюстрации, изображающие людей в национальной карельской одежде; ленты на палочках для игры, смайлики грустный и веселый по количеству детей.
Ход ООД:
1. Введение.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребенок здоровается, делает шаг вперед и выполняет в это же время какое-либо народное движение.
Вспомнить с детьми, как называется наша республика, город, в котором мы живём, какие народы живут в Карелии.
- У нас в республике есть свои народные традиции, своё искусство и своя народная одежда.
2. Основная часть.
Рассматривание с детьми в общих чертах особенности карельского костюма: преобладающие цвета, вышивка. Ответы детей по наблюдениям.
Затем рассматривают предметы одежды на манекенах:
а) - мальчики, мужчины носили шляпы.
Поговорка: Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу, соскочу-привечу.
- Мужчины всегда снимали шляпу при встрече, а так же в помещении.
Разыгрывается ситуация «встреча».
- Женщинам же головной убор снимать не надо. Девочки носили ленты, жен-
щины – платок.
Игра с лентами «Кто быстрее накрутит ленту». Дети выбирают себе пару глазами - социо-коммуникативная игра «Разведчики». Становятся друг напротив друга и накручивают с двух сторон ленту на палочке, пока не дойдут до середины.
б) Рассмотреть рубашки мальчика, девочки, их отличия.
Ай, да Маняшка!
Какова на братишке рубашка!
Вся хитрым узором обвита,
Шелками расшита.
- Кто шил одежду, вышивал? (женщины, девочки) Почему мужчины не вышивали, чем они занимались? (ходили на охоту, ловили рыбу, заготавливали дрова)
в) Рассматривание юбки, фартука, брюк. Обратить внимание на то, что как и сейчас у людей была будничная и праздничная, нарядная одежда.
г) Рассматривание обуви на иллюстрациях: что носили летом, название обуви (лапти)
Загадка: Отгадай загадку, кто мы:
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа-
Топать, шлёпать по болотам. (сапоги)
Д/и «Угадай, из чего сделано»- дети по желанию трогают обувь и говорят, из чего она сделана (лапти, сапоги, валенки)
- лапти делали из лыка, бересты (коры, сапоги – из кожи животных, валенки – из валяной шерсти.
г) Игра с использованием социоигровой технологии.
Разделение на команды: Дети разделяются на три-четыре команды с помощью полосок по количеству детей (на полосках нарисованы различные узоры в карельском стиле –елочки, волна, топорики). Дети должны найти такой же узор и построится в команды. Задание: одна команда воображаемо наряжает одного из игроков в какие-то предметы одежды, обуви, аксессуаров (изображает действиями, рассказывать нельзя) Другая команда угадывает что они надели и называет эти «предметы одежды». Затем задание выполняет другая команда.
3. Подведение итогов.
- покажите смайликами понравилось ли вам занятие. Чем понравилось?
Национальный костюм коряки. Народное искусство коряков: в краю двухсот вулканов и тысячи горячих источников
В составе второй экспедиции Витуса Беринга, отправившейся на поиски пролива между Азией и Северной Америкой, было двое студентов Российской Академии наук: Степан Крашенинников и Алексей Горланов, а также Георг Стеллер, уроженец Баварии, нашедший в России, подобно многим другим, в том числе и самому Берингу, вторую родину. Возможно, их имена и не дошли бы до нас, затерявшись в потоке времени, если бы не эта экспедиция. Все трое были немало поражены открывшейся им впервые Камчаткой и оставили потомкам ее описание, которое до сего времени играет важную роль в изучении Камчатки.
Полуостров Камчатка на карте свисает длинной каплей с севера к югу, образуя восточную оконечность Азиатского материка. Общая площадь Камчатки 370 000 км2. Полуостров имеет вулканическое строение. На его сравнительно небольшой территории, и даже не на всей, а в южной его части, насчитывается около двухсот вулканов, или сопок, как их окрестили первооткрыватели Камчатки. Название «сопка» наводит на мысль, что это какая-то небольшая, незначительная горушка. В действительности же камчатские вулканы — это высоченные горы со снеговыми вершинами, которые в хорошую погоду ослепительно сверкают на фоне голубого неба.
Камчатские вулканы находятся в различном состоянии: одни из них крепко спят, другие непрерывно курятся, сопят, как бы грозно предупреждая о том, что всегда готовы начать извержение. И действительно, извержения камчатских вулканов довольно часты. Не так давно произошло грозное извержение так называемой Ключевской сопки, одного из самых высоких вулканов в мире (высота 4750 м), и в 1975 году «заработал» знаменитый вулкан Толбачек, о чьем извержении в 1739 году писал в своей книге «Описание земли Камчатки» С. Крашенинников. Но и вблизи столицы Камчатки — города Петропавловска — высится непрерывно дымящийся двухголовый Авачинский вулкан, или Авачинская сопка. Другой видимый из Петропавловска с побережья Авачинского залива вулкан Корякская сопка отстоит намного дальше от города, чем первый, и его изящный, правильный конус напоминает знаменитую своей красотой японскую Фудзияму. На Камчатке же находится и редкая по красоте Долина гейзеров. Гейзеры так же известны в Японии, США, Новой Зеландии и Исландии. В камчатской Долине гейзеров, расположено около тысячи горячих, разнообразно действующих подземных водяных и грязевых источников, многие из которых имеют лечебный, целебный характер. Многие гейзеры выбрасывают вверх струи горячей воды и пара температурой 100— 150° через определенные, разные у каждого, промежутки времени. Горячая вода образует речку Гейзерную, по берегам которой даже в сильные морозы местами растет зеленая трава. Красивы, разнообразны отложения кремнезема-гейзерита по берегам и на дне фонтанов-гейзеров. Одни из них желтого, другие розового цвета и по форме напоминают то причудливые цветы, то кораллы.
Осетины национальный костюм. Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.
Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.
Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.
Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.
Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью
Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.
Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.
Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Национальный костюм башкиров. Башкирский женский национальный костюм
Хамеева А.З. 1
1 МБОУ Лицей с.Нижнеяркеево
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Организационно-подготовительный этап
1.1. Введение
Сила традиций и сила творчества в их сочетании
– животворящий источник всякой культуры.
Пётр Савицкий
Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.
Национальный костюм евреев. Еврейский костюм в древности
В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней.
Иллюстрация. На мужчине: верхняя одежда - ефод, рубаха с широкими рукавами. На женщине: широкое нижнее платье и верхняя распашная одежда.
На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.
Иллюстрация: Древние иудеи (первосвященник, левиты)
Иллюстрация. Знатные иудеи
Мужской костюм
Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.
Нарисовать национальный костюм карелов. Традиционный мужской костюм северной Карелии
Основу традиционного мужского костюма северных карел на протяжении XIX века составляли рубаха и порты из плотного домашней выработки холста. Рубахи из холста были распространены у северных карел повсеместно: в Реболах,в Ругозеро,в Кемском уезде.У паданских карел это были рубахи–косоворотки с цветными ластовицами, в Реболах, ближе к границе с Финляндией, рубахи без воротника с прямым разрезом на груди, который расценивался исследователями как влияние финской традиции.Финским влиянием можно объяснить и наличие в северной и северо–западной Карелии (Реболы, Калевала) рабочей блузы, надевавшейся сверху на рубаху.Ее упоминает Леннрот еще в 1835 году: «У мужчин поверх рубахи надето что‑то вроде блузы или короткой рубахи, сшитой из ткани синего цвета». О традиции финно–угорских народов носить во время работы две рубахи упоминает в своем труде об одежде Илмари Маннинен.О наличии у северных карел второй верхней рубахи писал в 1941 году Д. Зеленин: «Верхней рабочей блузой служила большей частью вторая рубаха – широкая из толстого полусукна. Ее опоясывали кожаным ремнем шириною «в три пальца» с медною или железною бляшкой, на этом ремне висели ножны с ножом. На нижней рубахе поясом служил узенький ремешок, реже красный шерстяной плетень, на поясе висел кожаный кошелек с огнивом, кремнем, трутом и серой в маленьком деревянном корытце».Эта верхняя грубая рабочая рубаха носила название «паловая» или «ригачная», т.е. служащая для работы на подсеке или для молотьбы.«Рабочую блузу финского образца» упоминает в качестве одежды северо–западных карел в 1929 году Д.Золотарев.Исчезновение холщевых рубах из быта северо–западных карел было зафиксировано Л.Капицей в 1929 году.
Татары национальный костюм. Виртуальный музей
Мужской татарский костюм
Основа любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. По особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа мужских рубах: туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Штаны также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе название «штаны широким шагом». Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой; 2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го — начале 20-го вв. преобладающим являлся первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун.
Камзол носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.
Казакин — легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани темных тонов.
Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.
Чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в приданое невесты.
Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.
Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.
Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.
Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.
Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин.
Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.
Головные уборы
Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.
Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.