Народный карельский костюм. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Народный карельский костюм. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
- Буряты национальный костюм. Бурятский национальный костюм
- Осетины национальный костюм. Осетинский национальный костюм
- Национальный костюм евреев. Еврейская идеология в одежде
- Нарисовать национальный костюм карелов. Традиционный мужской костюм северной Карелии
- Татары национальный костюм. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
Народный карельский костюм. Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Янина Немирова
Конспект НОД для старшей группы «Карельский народный костюм»
Конспект ООД для старшей группы.
Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное занятие с использованием элементов социо-игровой технологии. Интеграция в образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Карельский народный костюм».
Цель: - познакомить детей с предметами карельского народного костюма, с традициями карельского народа;
Задачи: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать;
- развивать навыки связной диалогической речи, умение отгадывать загадки;
- развивать коммуникативные навыки, навыки изображения пантомимой и движением;
- прививать интерес к изучению родного края, его традиций.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, парой, индивидуальная.
Материал: манекены девочки, мальчика, одетые в карельскую одежду; отдельные предметы национальной одежды и обуви; иллюстрации, изображающие людей в национальной карельской одежде; ленты на палочках для игры, смайлики грустный и веселый по количеству детей.
Ход ООД:
1. Введение.
Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает им поздороваться по-карельски «Терве». Каждый ребенок здоровается, делает шаг вперед и выполняет в это же время какое-либо народное движение.
Вспомнить с детьми, как называется наша республика, город, в котором мы живём, какие народы живут в Карелии.
- У нас в республике есть свои народные традиции, своё искусство и своя народная одежда.
2. Основная часть.
Рассматривание с детьми в общих чертах особенности карельского костюма: преобладающие цвета, вышивка. Ответы детей по наблюдениям.
Затем рассматривают предметы одежды на манекенах:
а) - мальчики, мужчины носили шляпы.
Поговорка: Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу, соскочу-привечу.
- Мужчины всегда снимали шляпу при встрече, а так же в помещении.
Разыгрывается ситуация «встреча».
- Женщинам же головной убор снимать не надо. Девочки носили ленты, жен-
щины – платок.
Игра с лентами «Кто быстрее накрутит ленту». Дети выбирают себе пару глазами - социо-коммуникативная игра «Разведчики». Становятся друг напротив друга и накручивают с двух сторон ленту на палочке, пока не дойдут до середины.
б) Рассмотреть рубашки мальчика, девочки, их отличия.
Ай, да Маняшка!
Какова на братишке рубашка!
Вся хитрым узором обвита,
Шелками расшита.
- Кто шил одежду, вышивал? (женщины, девочки) Почему мужчины не вышивали, чем они занимались? (ходили на охоту, ловили рыбу, заготавливали дрова)
в) Рассматривание юбки, фартука, брюк. Обратить внимание на то, что как и сейчас у людей была будничная и праздничная, нарядная одежда.
г) Рассматривание обуви на иллюстрациях: что носили летом, название обуви (лапти)
Загадка: Отгадай загадку, кто мы:
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь – у нас работа-
Топать, шлёпать по болотам. (сапоги)
Д/и «Угадай, из чего сделано»- дети по желанию трогают обувь и говорят, из чего она сделана (лапти, сапоги, валенки)
- лапти делали из лыка, бересты (коры, сапоги – из кожи животных, валенки – из валяной шерсти.
г) Игра с использованием социоигровой технологии.
Разделение на команды: Дети разделяются на три-четыре команды с помощью полосок по количеству детей (на полосках нарисованы различные узоры в карельском стиле –елочки, волна, топорики). Дети должны найти такой же узор и построится в команды. Задание: одна команда воображаемо наряжает одного из игроков в какие-то предметы одежды, обуви, аксессуаров (изображает действиями, рассказывать нельзя) Другая команда угадывает что они надели и называет эти «предметы одежды». Затем задание выполняет другая команда.
3. Подведение итогов.
- покажите смайликами понравилось ли вам занятие. Чем понравилось?
Буряты национальный костюм. Бурятский национальный костюм
Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.
Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.
Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.
Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).
Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.
В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.
Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).
Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.
Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.
В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).
Осетины национальный костюм. Осетинский национальный костюм
Традиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые оттенки, в настоящее время основной материал для одежды – фабричная ткань. Национальная одежда имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия.
Осетинский национальный костюм – это единый гармоничный, согласованный по цвету, отделке, пошиву комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов одежды, обуви, украшений, аксессуаров. Национальный костюм не подвержен изменениям, отличается высокой степенью сохранности.
Основными составляющими мужского костюма являются: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.
Мужской национальный костюм
Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.
Национальная мужская одежда осетин состоит из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. До сих пор в домашних условиях и на работе нередко осетины заправляют штаны в носки.
Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.
Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.
Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью
Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), служившая зимней верхней одеждой.
Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ), и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.
Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.
Национальный костюм евреев. Еврейская идеология в одежде
Национальные костюмы народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность.
На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому – желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться.
Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён – так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы.
Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.
Но в этом преображении есть определённый смысл – национальный, идеологический и даже религиозный.
Его принцип отражён в расхожем анекдоте.
Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?».
Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам – в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».
Действительно, испокон веков евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы.
Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).
Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда – всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое.
Даже кашрут – список кулинарных (и не только) догматов – многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…
Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой.
Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но это традиции другого народа, которые нужно уважать.
Нарисовать национальный костюм карелов. Традиционный мужской костюм северной Карелии
Основу традиционного мужского костюма северных карел на протяжении XIX века составляли рубаха и порты из плотного домашней выработки холста. Рубахи из холста были распространены у северных карел повсеместно: в Реболах,в Ругозеро,в Кемском уезде.У паданских карел это были рубахи–косоворотки с цветными ластовицами, в Реболах, ближе к границе с Финляндией, рубахи без воротника с прямым разрезом на груди, который расценивался исследователями как влияние финской традиции.Финским влиянием можно объяснить и наличие в северной и северо–западной Карелии (Реболы, Калевала) рабочей блузы, надевавшейся сверху на рубаху.Ее упоминает Леннрот еще в 1835 году: «У мужчин поверх рубахи надето что‑то вроде блузы или короткой рубахи, сшитой из ткани синего цвета». О традиции финно–угорских народов носить во время работы две рубахи упоминает в своем труде об одежде Илмари Маннинен.О наличии у северных карел второй верхней рубахи писал в 1941 году Д. Зеленин: «Верхней рабочей блузой служила большей частью вторая рубаха – широкая из толстого полусукна. Ее опоясывали кожаным ремнем шириною «в три пальца» с медною или железною бляшкой, на этом ремне висели ножны с ножом. На нижней рубахе поясом служил узенький ремешок, реже красный шерстяной плетень, на поясе висел кожаный кошелек с огнивом, кремнем, трутом и серой в маленьком деревянном корытце».Эта верхняя грубая рабочая рубаха носила название «паловая» или «ригачная», т.е. служащая для работы на подсеке или для молотьбы.«Рабочую блузу финского образца» упоминает в качестве одежды северо–западных карел в 1929 году Д.Золотарев.Исчезновение холщевых рубах из быта северо–западных карел было зафиксировано Л.Капицей в 1929 году.
Татары национальный костюм. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.
Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.
Рубаха-туника
Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.
К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.
Кукрэкчэ, изю и пояс
Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой - кукрэкчэ и внешний нарядный - изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.