Игры и занятия на уроках физкультуры: как сделать занятия более эффективными для здоровья детей
- Игры и занятия на уроках физкультуры: как сделать занятия более эффективными для здоровья детей
- Связанные вопросы и ответы
- Какие спортивные мероприятия проводятся в вашей начальной школе
- Какие виды физических упражнений включены в учебный план
- Есть ли в вашей школе правила по здоровому питанию
- Какие материалы используются на уроках для обучения правил здорового образа жизни
Игры и занятия на уроках физкультуры: как сделать занятия более эффективными для здоровья детей
К сожалению, здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В последнее время в наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
Необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. Одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся.
У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников так, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет "Физическая культура" оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Спортивные и подвижные игры являются эффективным средством физического развития и поддержание высокой работоспособности, успешного роста и развития детей, а также ранней профилактики различных заболеваний, особенно сердечнососудистой, дыхательной, мышечной патологий
2.1. Подвижные игры
Важную роль на уроках физической культуры отвожу на спортивные и подвижные игры . В силу присущей им психологической особенности, они вызывают сильный эмоциональный отклик у обучающихся. Поэтому, играя обучающиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила. Игровая деятельность имеет важное значение в период наиболее активного формирования характера в детские и юношеские года. Играя, дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: О.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности . Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она - есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. «Школой подготовки детей к жизни» называл игру А.С.Макаренко.
Игры и занятия на уроках физкультуры: как сделать занятия более эффективными для здоровья детей
В современной школе физическая культура играет важную роль в укреплении здоровья, гармоничном развитии и расширении функциональных возможностей школьников. Для достижения этих целей необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Один из важнейших вопросов, возникающих перед учителем физической культуры, - как организовать деятельность школьников, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?
Основные задачи
- развитие основных физических качеств
- привлечение интереса учащихся к урокам физкультуры
- развитие потребности в здоровом образе жизни
- создание привлекательного урока физкультуры для всех детей
- достижение оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности
- создание целостного воздействия на школьников, стимулирующего их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию
Методы и способы
Для решения этих задач можно использовать следующие методы и способы:
- игры и соревнования
- физические упражнения, направленные на укрепление мышц
- тренировки, направленные на улучшение координации и равновесия
- развитие навыков групповой работы и взаимодействия
- использование современных технологий и средств обучения
- индивидуализированное подход к обучению
- мониторинг и коррекция результатов
Важно, чтобы учителя физической культуры учитывали индивидуальные возможности и потребности каждого ученика, чтобы обеспечить оптимальную нагрузку и создать условия для успешного развития.
Заключение
Игры и занятия на уроках физкультуры - это эффективный способ укрепления здоровья и развития школьников. Для достижения этих целей необходимо использовать различные методы и способы, учитывая индивидуальные возможности и потребности каждого ученика.
Связанные вопросы и ответы:
1. Почему здоровый образ жизни важен для учеников начальной школы
Здоровый образ жизни важен для учеников начальной школы, потому что он способствует физическому и психическому развитию детей. Регулярные занятия спортом и правильное питание помогают укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость к различным заболеваниям. Кроме того, здоровый образ жизни учит детей дисциплине, самоконтролю и умению принимать ответственные решения.
2. Какие виды физической активности подходят для школьников
Для школьников подойдут такие виды физической активности, как бег, прыжки, игры в мяч и занятия спортом. Также полезно заниматься плаванием, йогой или танцами. Важно подбирать виды активности, которые приносят радость и удовольствие, чтобы дети с удовольствием занимались спортом.
3. Как важное правильное питание для детей в начальной школе
Правильное питание играет важную роль в здоровом образе жизни детей начальной школы. Детям необходимо получать достаточное количество всех необходимых питательных веществ - белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов. Особенно важно избегать переедания сладкой и жирной пищи, а также употреблять достаточное количество фруктов, овощей и злаков.
4. Как можно поддерживать детское здоровье в школе
Для поддержания детского здоровья в школе важно обеспечивать правильное питание и регулярные физические нагрузки. Также необходимо следить за гигиеной - регулярно мыть руки, сохранять чистоту в классе и на спортивных площадках. Важно также организовывать регулярные медицинские осмотры и прививки для детей.
5. Какие привычки помогают поддерживать здоровый образ жизни
Для поддержания здорового образа жизни важно вырабатывать полезные привычки, такие как регулярные тренировки, употребление полезной пищи и соблюдение режима дня. Также стоит отказаться от вредных привычек, таких как курение или употребление алкоголя. Важно также получать достаточный сон и правильно организовывать свой досуг.
6. Почему важно учитывать физическое развитие детей при планировании учебного процесса
Учитывание физического развития детей при планировании учебного процесса важно для обеспечения здоровья и комфорта учеников. Необходимо предусматривать регулярные перемены, физкультурные занятия и возможность для детей двигаться во время учебы. Это поможет избежать усталости, улучшить концентрацию внимания и сделать обучение более продуктивным.
7. Какие проблемы могут возникнуть у школьников из-за недостатка движения
Недостаток движения у школьников может привести к различным проблемам, таким как ожирение, нарушения осанки, слабость мышц и плохая физическая подготовка. Дети могут испытывать проблемы с здоровьем, концентрацией, а также у них могут возникнуть проблемы со сном. Поэтому важно обеспечивать детям достаточное количество движения и физических нагрузок.
8. Какая роль педагогов в формировании здорового образа жизни учеников начальной школы
Педагоги играют важную роль в формировании здорового образа жизни учеников начальной школы. Они могут вести занятия по физкультуре, организовывать спортивные мероприятия и дискуссии о здоровом образе жизни. Педагоги также могут быть примером для детей своим собственным образом жизни - заниматься спортом, правильно питаться и оставаться активными. Важно, чтобы педагоги пропагандировали здоровый образ жизни и вдохновляли детей на заботу о своем здоровье.
Какие спортивные мероприятия проводятся в вашей начальной школе
Разработка спортивно – массового мероприятия для учащихся начальных классов
«Гонка за лидером»
Пояснительная записка……………………………………………………4
Положение о проведении соревнований «Гонка за лидером» среди учащихся 1-4 классов………………………………………………………9
Сценарий «Гонка за лидером»…………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………….23
Дорогие друзья!
Вашему вниманию представлена разработка спортивно – массового мероприятия в школе «Гонка за лидером».
Данное мероприятие способствует повышению мотивации учащихся к занятиям легкой атлетикой и спортивными играми, повышает уровень физического развития учащихся, приобщение к спорту в целом.
Здесь приводятся методические рекомендации по организации и проведению мероприятия, которое проводится в течение недели и предназначено для учащихся начальных классов. В данной рекомендации описано открытие и закрытие мероприятия, рассматривается методика проведения состязаний, также в приложении имеются протоколы соревнований.
Проведение и применение данной разработки окажет неоценимую помощь всем преподавателям физической культуры, работающим с младшими классами.
Пояснительная записка
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа играет в школе главенствующую роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями. За ней будущее, так как даже индивидуально-дифференцированный подход не дает такого положительного результата. Он достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника. Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась эффективными видами оздоровления учащихся и повышения их работоспособности. Спортивные соревнования в различных формах являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Правильно организованные соревнования способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе, в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, управляющий совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы, направленную на оздоровление школьников, приобщение их к здоровому образу жизни.
Данная работа посвящена вопросам организации и проведения спортивно-массового мероприятия «Гонка за лидером».
Какие виды физических упражнений включены в учебный план
Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе для 5 класса данная цель конкретизируется и связывается с формированием устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно- ориентированной физической культурой, возможностью познания своих физических спосбностей и их целенаправленного развития.
Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов образования в основной школе является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно- процессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта
(на примере лыжной подготовки), спортивные игры, плавание. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в рабочей программе модулем «Спорт», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе Примерных модульных программ по физической культуре для общеобразовательных организаций, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Основной содержательной направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов учащихся, традиций конкретного региона или образовательной организации, модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей рабочей программе в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля, представлено примерное содержание «Базовой физической подготовки».
Есть ли в вашей школе правила по здоровому питанию
- Отсутствие информации. Родители и ученики должны быть осведомлены о важности здорового питания и его положительном влиянии на здоровье и обучение.
- Образование персонала. Школьные работники, включая поваров и администрацию, должны быть обучены принципам здорового питания и уметь готовить вкусные и питательные блюда.
- Разнообразное меню. Предоставление разнообразного меню с учетом потребностей и предпочтений учащихся поможет привлечь больше детей к школьному питанию.
- Комфортные условия. Обеденные помещения должны быть чистыми, уютными и приятными для детей, чтобы создать положительное окружение для приема пищи.
- Вовлечение родителей. Вовлечение родителей в процесс обсуждения и улучшения школьного питания может помочь учитывать разнообразные потребности и предпочтения.
Создание здоровой пищевой культуры в школах является важным шагом для поддержания здоровья и обеспечения лучших условий для обучения школьников.
Источник изображения: https://xn--80aaobgibmjudgcp0c9e7c.xn--p1ai/
Бесплатное школьное питание
Кто имеет право на бесплатное школьное питание, как его оформить и что включает в себя питательный рацион
Вопросы бесплатного школьного питания регулируются органами образования. Школы могут иметь своих поваров или передавать это дело компаниям или индивидуальным предпринимателям через аутсорсинг.
По словам Виктора Панина, председателя Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования, на текущий момент более 7 миллионов школьников начальной школы получают питание через коммерческие фирмы, победившие на конкурсе региональных министерств или департаментов образования. Механизм предоставления бесплатного питания регулируется федеральным законодательством и государственными нормативными актами.
К первой категории относятся федеральные законы №273 “Об образовании в Российской Федерации” (статья 37) и №47 “О внесении изменений в федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов””.
Ко второй категории относится СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”, который регулирует вопросы организации питания детей в школах с начала 2021 года.
Льготы на бесплатное школьное питание предоставляются ученикам начальных классов, которые получают горячее питание один раз в день – это может быть завтрак или обед. Определение льготников на остальные уровни образования зависит от местных органов самоуправления. Список льготников может различаться в различных регионах. Он обычно включает:
- детей из семей с низким достатком, если их статус подтвержден родителями;
- детей-инвалидов;
- учеников из многодетных семей;
- сирот и детей, воспитываемых одним родителем;
- детей, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС;
- учеников, у которых один или оба родителя являются инвалидами 1 или 2 группы — эти учащиеся получают двухразовое питание в школе. Дети-инвалиды, обучающиеся дома, получают сухпаек.
Какие материалы используются на уроках для обучения правил здорового образа жизни
Школа играет важную роль в формировании здорового образа жизни у школьников. Она является не только местом обучения, но и местом, где дети проводят большую часть своего времени. Поэтому школа имеет уникальную возможность влиять на привычки и поведение школьников в отношении здоровья.
Во-первых, школа может предоставить школьникам доступ к информации о здоровом образе жизни. Это может быть включение в учебные программы предметов, посвященных здоровью, таких как физическая культура, биология, гигиена и др. Ученики могут узнать о важности правильного питания, физической активности, гигиены, отказа от вредных привычек и других аспектов здорового образа жизни.
Во-вторых, школа может организовывать различные мероприятия и активности, направленные на формирование здорового образа жизни. Это могут быть спортивные соревнования, занятия физической культурой, здоровые питательные перекусы, лекции и мастер-классы по здоровому образу жизни, походы на природу и т.д. Такие мероприятия помогают школьникам понять, что здоровый образ жизни может быть интересным и веселым.
В-третьих, школа может создать подходящую физическую и психологическую среду для здорового образа жизни. Это может включать в себя оборудование спортивных площадок, организацию занятий физической культурой и спортом, создание условий для здорового питания в столовых школы, проведение психологических тренингов и консультаций по вопросам здоровья.
В-четвертых, школа может вовлекать родителей в процесс формирования здорового образа жизни у школьников. Это может быть организация родительских собраний, где родители могут получить информацию о здоровом образе жизни и обсудить его важность. Также школа может проводить совместные мероприятия для родителей и детей, направленные на поддержку здорового образа жизни.
Таким образом, школа играет важную роль в приобщении школьников к здоровому образу жизни. Она предоставляет информацию, организует мероприятия, создает подходящую среду и вовлекает родителей в этот процесс. Все это помогает школьникам осознать важность здорового образа жизни и формировать привычки, которые будут способствовать их здоровью и благополучию в будущем.