Манера речи: как она формирует наше общение
- Манера речи: как она формирует наше общение
- Связанные вопросы и ответы
- Что такое манера речи и почему она важна в общении
- Как манера речи влияет на восприятие собеседником информации
- Какие основные типы манеры речи существуют
- Как манера речи связана с культурными особенностями
- Как манера речи формируется и развивается у человека
- В чем разница между манерой речи и стилем общения
- Как манера речи может влиять на установление доверительных отношений
Манера речи: как она формирует наше общение
Культура речи — это , по сути , мастерство владения языком , как устным , так и письменным , в соответствии с принятыми в обществе нормами. Это не просто набор правил , а искусство общения , которое позволяет нам эффективно доносить свои мысли , идеи и чувства , при этом соблюдая правила этикета и уважая собеседника. Представьте себе , что язык — это инструмент , а культура речи — это умение им виртуозно пользоваться , создавая прекрасные произведения , будь то живая беседа или вдумчивое письмо.
Культура речи — это ключ к успеху в коммуникации ! Она помогает нам достичь поставленных целей , будь то убеждение собеседника , донесение важной информации или просто приятное общение. Именно культура речи формирует первое впечатление о нас , позволяет выстроить гармоничные отношения с окружающими , укрепить авторитет и завоевать уважение.
☝️ Далее
Что я понимаю под культурой речи?
Культура речи – это не просто умение говорить и писать без ошибок. Это гораздо более широкое понятие, включающее в себя владение нормами литературного языка, как в устной, так и в письменной форме. ✍️ Это умение грамотно и точно выражать свои мысли, подбирая слова и конструкции, соответствующие ситуации общения и его цели. ️
Для меня культура речи – это, прежде всего, ясность и доступность выражения. Когда речь легко воспринимается, не вызывает затруднений в понимании и не содержит лишних, запутанных оборотов – это признак высокой культуры речи. Важно, чтобы собеседник не только понял сказанное, но и почувствовал эмоциональную окраску речи, её тон и настроение.
Культура речи немыслима без соблюдения языковых норм . Это правильное произношение, ударение, грамматические конструкции, лексический выбор. Но не менее важно следить за этическими нормами общения. Вежливость, уважение к собеседнику, умение выслушать и не перебивать – неотъемлемые составляющие культуры речи.
Важно понимать, что культура речи – это не просто набор правил, а инструмент, который помогает нам эффективно общаться и достигать своих целей. Будь то деловая переписка, публичное выступление или дружеская беседа, культура речи делает наше общение более приятным, продуктивным и взаимопонимающим.
Культура речи – это показатель образованности, воспитанности и уважения к себе и окружающим. Она помогает нам строить гармоничные отношения, создавать благоприятную атмосферу в коллективе и достигать успеха в самых разных сферах жизни.
Связанные вопросы и ответы:
Вопрос 1: Что такое манера речи и почему она важна
Манера речи — это особый способ, которым человек выражает свои мысли, мнения и чувства через слова, интонации и структуру предложений. Она важна, потому что определяет, как собеседник воспринимает говорящего, его интеллект, эмоции и намерения. Манера речи может создавать доверительные отношения или, напротив, вызывать отчуждение. Например, вежливая и четкая речь способствует успешному общению, тогда как грубая или запутанная может привести к недоразумениям. Таким образом, манера речи является ключевым элементом эффективного общения.
Вопрос 2: Как манера речи влияет на восприятие собеседником
Манера речи напрямую влияет на то, как собеседник воспринимает говорящего. Уверенная и выразительная речь создает впечатление компетентности и надежности, тогда как неуверенная или запутанная может вызвать сомнения. Например, если человек говорит четко и структурированно, его мнение чаще принимается во внимание. Напротив, если речь сопровождается паузами и ошибками, это может подорвать авторитет говорящего. Следовательно, манера речи играет важную роль в формировании впечатлений и отношений.
Вопрос 3: Какую роль играет манера речи в профессиональной среде
В профессиональной среде манера речи имеет решающее значение для карьерного успеха. Она влияет на то, как коллеги и клиенты воспринимают вас как специалиста. Например, четкая и уверенная речь помогает эффективно передавать идеи, убеждать и решать задачи. Напротив, неорганизованная или неясная речь может привести к недоразумениям и снижению доверия. Поэтому развитие правильной манеры речи является важным навыком для профессионального роста.
Вопрос 4: Как манера речи отражает характер человека
Манера речи отражает характер человека через выбор слов, интонации и стиль общения. Например, человек, который часто использует вежливые выражения и мягкие интонации, может быть воспринят как добрый и внимательный. Напротив, человек, который говорит резко и категорично, может показаться конфликтным или грубым. Таким образом, манера речи является отражением внутренних качеств и черт личности, что делает ее важным инструментом для понимания человека.
Вопрос 5: Как манера речи влияет на убеждение или убеждение людей
Манера речи играет ключевую роль в убеждении или убеждении людей. Умение говорить убедительно и выразительно помогает передавать свои идеи более эффективно. Например, использование риторических вопросов, пауз и выразительных интонаций может усилить впечатление от речи. Напротив, монотонная и неструктурированная речь может потерять интерес аудитории. Следовательно, манера речи является важным инструментом для убеждения и влияния на других.
Вопрос 6: Можно ли изменить свою манеру речи и как это сделать
Да, можно изменить свою манеру речи, если приложить усилия и практиковаться. Для этого необходимо обратить внимание на свои привычки в речи, такие как скорость, интонации и выбор слов. Например, можно записывать себя на диктофон и анализировать свои выступления. Также полезно изучать речевые техники, такие как паузы, акценты и ритм. Постоянная практика и саморефлексия помогут постепенно изменить манеру речи к лучшему.
Вопрос 7: В чем разница между манерой речи и стилем общения
Манера речи и стиль общения — это связанные, но разные понятия. Манера речи относится конкретно к тому, как человек выражает себя через слова, интонации и структуру предложений. Стиль общения же охватывает более широкий спектр, включая-вербальные сигналы, такие как жесты, мимика и язык тела. Например, человек может иметь мягкую манеру речи, но при этом быть конфликтным в общении. Таким образом, манера речи является частью стиля общения, но не его единственным компонентом.
Что такое манера речи и почему она важна в общении
Своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Иногда не видя человека, лишь услышав первые его фразы на том конце телефонного провода, мы способны оценить характер человека, предположить его сильные и слабые стороны. И, как ни удивительно, часто это впечатление подтверждается в дальнейшем. Еще древние подметили, что большинство говорящих отличались в каком-нибудь одном из стилей.
Одни были «…велеречивые, обладавшие важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные…», а другие - «…сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространственности…», третьи же отличались умеренностью, использовали сильные стороны первых двух, но избегали их крайностей.
Сегодня, сидя за столом переговоров, участвуя в совещании или беседуя по душам, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Вряд ли прогноз был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях публичного выступления как требующего усиления всех свойств говорящего.
Много лет обучая желающих ораторскому мастерству и слушая сотни публичных выступлений, я пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Прежде всего, можно выделить две большие группы ораторов: рациональные - «технари» и эмоциональные - «гуманитарии». Эти имена появились в рабочей обстановке и не могут претендовать на точность. В свою очередь, каждая из этих групп также может быть разделена еще на две. «Технари» включают в себя «системщиков» и «мыслителей», а «гуманитарии» - «поэтов» и «вождей». Разумеется, что в чистом виде такие типажи редкость, но преобладание определенных черт позволяет квалифицировать ораторский тип.
Как манера речи влияет на восприятие собеседником информации
Современная коммуникативная ситуация характеризуется усилением контактов — политических, экономических, деловых, дружеских, научных и культурных — между представителями разных народов и носителями разных языков. В связи с этим актуальными становятся вопросы регулирования речевого поведения в межкультурном общении, поскольку для представителей разных культур характерны национальные особенности взаимодействия и речевого этикета. Для достижения взаимопонимания в коммуникации необходимо, с одной стороны, владеть базовыми навыками речевого поведения в условиях различных ситуаций общения, а с другой — знать и понимать особенности общения, характерные для представителей других культур.
Обязательным компонентом изучения иностранного языка, в том числе и русского в качестве иностранного, является не только овладение системой языка, навыками общения, но и приобщение к традициям и национальным культурным ценностям народа. Язык аккумулирует исторический опыт развития народа, являясь хранилищем, в котором сосредоточена его система взглядов на мир, ментальность и самобытность.
Факторы успешного речевого поведения в условиях межкультурной коммуникации определяются следующими особенностями:
- Степень владения коммуникантами норами речевого этикета, принятыми в данном обществе, и применение их в условиях реальной коммуникации. Особенно это касается разных ритуализированных форм общения, где сильна национально-культурная специфика речевого поведения (общение в коллективе, в семье, коммуникация между старшими и младшими и т. п.).
- Учёт ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка), степени близости коммуникантов (дружеское, неформальное или формальное, деловое общение), целей общения (установление контактов — обмен эмоциями и впечатлениями — организация совместной деятельности). Незнание специфики национально-культурной составляющей процесса общения влияет на понимание ситуации общения. Так, в современной Испании характерна ситуация «ты-коммуникации» между преподавателем и школьником, что абсолютно неприемлемо для русской речевой культуры. Поэтому обращение испанского школьника к русскому преподавателю на «ты» будет расценено как грубое нарушение норм речевого этикета, незнание условий ситуации общения и несоблюдение социально-ролевого статуса в коммуникации.
- Наличие фоновых знаний о культуре, традициях, ментальности того народа, с представителем которого необходимо установить контакт. Известно, то в китайском языке существует несколько «степеней вежливости», употребление которых определяется речевой традицией коммуникации в семье, коллективе, с незнакомыми людьми, в общении старшего и младшего по возрасту или социальному положению.
Какие основные типы манеры речи существуют
Процесс формирования речи начинается задолго до того, как родители слышат первые слова у ребенка.
На первом году жизни ребенок проживает довербальный период своего речевого развития. Он учится реагировать на голос взрослого, выделять его среди множества бытовых шумов, узнавать среди разных голосов голос мамы.
В самом начале, в 1–2 месяца, малыш учится интонировать крики, то есть звуками обозначать, когда он доволен, а когда голоден или испытывает дискомфорт. Позднее дети начинают гулить — произносить звуки с разной интонацией в ответ на голос близких, эмоционально окрашивать их, будто разговаривая со взрослым.
Дальше, к 5–6 месяцам, появляется лепет. Лепет представляет собой отдельные слоги, которые могут повторяться и имитировать речь взрослых. Именно слыша лепет, родителям кажется, что в 6–7 месяцев ребенок впервые четко произнес слово «мама», хотя наверняка он просто повторял за родителями звуки, не вкладывая в них конкретный смысл.
Какой размер подгузников идеален для малыша? Сколько подгузников ему нужно на неделю? Когда переходить на следующий размер? Этот калькулятор даст вам все ответы.
А вот к 9 месяцам — 1 году ребенок вполне может произносить лепетные слова — простые по звучанию, состоящие из одинаковых или близких по звучанию слогов (ма-ма, би-би, ку-ка и т. д.). Одно и то же по звучанию слово может обозначать разные вещи в зависимости от ситуации. Тогда же появляется звукоподражание (гав-гав, ту-ту и др.).
Логопеды выделяют очень интересный период в речевом развитии ребенка — феномен «детской автономной речи». Наверняка многие взрослые слышали, как малыши активно что-то лепечут, изъясняются, но не на привычном слуху языке, а, как говорят, «на своем». Их детские слова имеют определенное значение. Порой малыши используют «обломки» слов (не «пить», а «пи»; не «дай», а «да»), иногда сильно искажают звучание «взрослых» слов («адиди» вместо «отойди»), а бывает, что придумывают свои эквиваленты слов («бибика» — «машина»).
На втором году жизни от ребенка можно услышать первые слова, которые он использует для общения. Они могут быть искажены по звучанию, но нести для ребенка определенный смысл. Важно, что дети используют их произвольно, то есть целенаправленно (в отличие от лепета). Слова простые — «мама», «баба», «дай», «бам» и т. д. Если слова схожи по звучанию с теми, что используют родители, они закрепляются в первую очередь.
Ближе к двум годам в обиходе малыша появляются двусловные фразы: ребенок объединяет во фразы простые слова — «папа дай», «мама нет» (мамы нет дома) и т. д. Малыши манипулируют фразами во время игр, объясняют свои действия, проявляют большой интерес к речи окружающих их взрослых — прислушиваются к ней, стараются повторять. Именно на втором году жизни происходит рост активного словаря ребенка: у малышей появляется большое количество слов, которые они используют в соответствии с контекстом и ситуацией.
В 3–3,5 года дети начинают использовать грамматические конструкции: изменяют слова по числам, падежам, родам. В это же время дети начинают активно использовать речь для коммуникации со своими сверстниками.
Большие споры вызывают «нормы» по количеству слов, которые можно встретить в различных источниках. Например, некоторые логопеды утверждают, что к двум годам в активном словаре ребенка должно быть не менее 300 слов. На практике же очень маленький процент детей в 2–3 года активно использует такое количество слов, что еще раз подтверждает необходимость использовать более гибкие параметры «норм» и оценивать развитие каждого ребенка индивидуально.
Как манера речи связана с культурными особенностями
Образ, который умышленно или же ненамеренно демонстрирует человек, - это манера общения. В разных ситуациях персона может надевать разные личины. Они называются стилями общения. Какие они бывают?
- Пренебрежительный. Человек, который хочет показать свое презрение к собеседнику, будет демонстрировать это насмешливым тоном или же явной холодностью поведения. Пренебрежение видно, когда одна персона пытается быстро закончить разговор, так как считает своего собеседника недостойным типом, с которым и общаться-то не стоит.
- Шуточный. Такой стиль общения пользуется популярностью у друзей. Приятели могут подшучивать друг над другом, кидать остроты и вместе смеяться над возникающей неловкостью.
- Серьезный. В разговоре с человеком можно судить о его манерах. Стиль общения, который выбирает собеседник, многое может о нем рассказать. Если ваш оппонент не шутит и не поддается на провокации, он хочет предстать перед вами в личине серьезного человека. Такой стиль общения предпочтителен для мира бизнеса.
- Кокетливый. Девушка, которая разговаривает с симпатичным ей молодым человеком, может открыто флиртовать с ним. Такой стиль общения уместен как для малознакомых людей, так и для друзей. Но нужно иметь в виду ту обстановку, в которой происходит разговор.
- Дружеский. Два человека, которые испытывают взаимную симпатию, будут разговаривать друг с другом в приветливом тоне. Они станут шутить, задавать вопросы и внимательно слушать собеседника.
- Деловой. Такой стиль общения можно встретить в любой организации. Подчиненные в деловом стиле общаются со своими начальниками, а те, в свою очередь, с директорами компании.
Как манера речи формируется и развивается у человека
В мире, где конфликт и недопонимание становятся частыми спутниками общения, метод конструктивной коммуникации, предложенный Маршаллом Розенбергом в конце 1960-х годов, остается актуальным и по сей день. Этот метод, известный как ненасильственное общение (ННО), помогает установить гармоничные и доверительные отношения путем удовлетворения потребностей всех участников диалога.
Маршалл Розенберг детально изложил свои идеи в книге «Язык жизни. Ненасильственное общение», опубликованной в 1999 году. Это произведение завоевало признание и несколько наград за вклад в области мирных переговоров и урегулирования конфликтов. В книге Розенберг не просто теоретизирует – он приводит множество реальных примеров того, как ННО работает в различных ситуациях – от семейных споров до международных переговоров.
Для распространения метода и обучения ему был создан Центр ненасильственного общения, который продолжает работу по совершенствованию и распространению принципов ННО по всему миру. Одним из ярких примеров успеха ННО является его применение в школах, где этот метод помогает детям эффективно разрешать конфликты и строить более дружелюбные взаимоотношения.
Основополагающая идея методы Розенберга заключается в акценте на потребностях участников общения. Вместо традиционной формы коммуникации, которая часто сосредотачивается на контроле и власти, ННО направляет внимание на понимание и удовлетворение этих потребностей. Например, если коллеги на работе сталкиваются с конфликтом из-за распределения задач, использование ННО помогает выявить истинные потребности каждого – будь то чувство справедливости, признание или желание внести вклад – и найти удовлетворяющее всех решение.
Результат применения ненасильственного общения впечатляет. Люди начинают строить более доверительные, эмоционально устойчивые отношения, что позитивно влияет на их личную и профессиональную жизнь. Также ННО оказывается эффективным инструментом в решении конфликтов: когда обе стороны сосредоточены на потребностях и совместном решении проблемы, диалог становится конструктивным, а поиск виновных и наказание уходят на задний план. Так, например, в семейных конфликтных ситуациях, метод ННО позволяет супругам лучше понимать и уважать чувства и потребности друг друга, что приводит к более глубоким и гармоничным отношениям.
В чем разница между манерой речи и стилем общения
Различие коммуникативных сфер в этом случае проходит по линии «обиходно-разговорная речь - обиходно-деловая речь - деловая коммуникация» и сопровождается равенством или неравенством социального статуса (относительно постоянное свойство ) или социальных ролей (переменное свойство) участников общения.
Для первой - обиходно-разговорной - сферы типичны неофициальные формы общения, допускающие эмоциональную раскованность и большую свободу от общелитературных, стилевых и жанровых норм языка вплоть до использования просторечия => . Для второй сферы, обиходно-деловой, эта свобода ограничена варьированием в рамках литературной нормы, причём набор речевых жанров достаточно велик. Для третьей - деловой коммуникации - необходимо строгое соблюдение норм официально-делового или научного стилей в пределах определённого этим стилем набора речевых жанров (документов) и «сухое» общение, т.е. полный запрет на выражение эмоций (для делового дискурса) или существенное его ограничение (для научного дискурса).
Из сказанного следует, что официальное общение - значительно более трудная коммуникативная ситуация, требующая выработки соответствующих навыков речевого поведения .
Наличие или отсутствие психологической установки на контакт. Это противоположение связано с собственно психологическим аспектом общения и, несомненно, знакомо каждому по собственному опыту . Чаще всего имеется в виду отсутствие такой установки у адресата, например, у учащихся на уроке нелюбимого учителя или по нелюбимому предмету. Хотя не исключено и вынужденное обстоятельствами вступление говорящего в контакт с нежелательным адресатом или в ситуации, эмоционально не всегда располагающей к общению, допустим, на экзамене.
Пример ситуации
Ярким примером различной психологической установки одного и того же лица на общение с разными по интеллектуальному уровню собеседниками может служить речевое поведение Ленского. С одной стороны, он ведёт бесконечные дружеские беседы с Онегиным:
Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло:
Племён минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые…
С другой стороны, он избегает разговоров с соседями-помещиками: Бежал он их беседы шумной.
Как манера речи может влиять на установление доверительных отношений
Хотите, чтобы люди прислушивались к вам и принимали вас всерьез? Их восприятие вашей речи зависит не только от того, что вы говорите, но и от того, как вы это делаете.
Элизабет Ломбардо
психолог
Итак, вы полны великих идей и решимости изменить мир. Вам не терпится оказывать влияние на других людей. И конечно, другие люди должны принимать вас всерьез. Как этого добиться? Один из главных инструментов в арсенале покорителя мира — голос.
Давайте взглянем на результаты исследования, чтобы понять, в какой мере голос влияет на восприятие вас другими людьми. Ученые попросили 300 человек оценить степень доверия к незнакомцу, его привлекательность и доминантность на основании одного произнесенного им слова: «привет». Что из этого получилось? У 92% респондентов совпали результаты для каждого голоса, который они оценивали. Какой вывод можно сделать из этого? Люди судят о вас по вашему голосу, даже не осознавая этого.
Хорошая новость заключается в том, что вам по силам изменить некоторые характеристики своего голоса, чтобы оптимизировать производимое впечатление. Вот девять рекомендаций, которые позволят вам оказывать более мощное влияние на окружающих:
1. Говорите глубоким тоном
Низкий тон голоса ассоциируется с авторитетом и осведомленностью. Многочисленные исследования показали, что люди с глубоким голосом воспринимаются как лидеры, лучше запоминаются и зарабатывают больше денег.
Но если вы от природы пискля, то будьте осторожны. Исследователи из Duke University обнаружили, что женщины, которые издавали скрипучие звуки в попытках занизить тон своего голоса, воспринимались как некомпетентные и не заслуживающие большого доверия.
2. Измените внутренний диалог
Однажды я работала с женщиной, которую наняла в качестве помощницы для отдельного проекта. Едва она заговорила, сразу стало очевидно, что она имеет какие-то претензии ко мне, несмотря на то, что прежде мы никогда не встречались. Ее отношение выдавал голос — не то, что она говорила, но то, как она говорила.
Чтобы подобное не случилось с вами, заглушите своего внутреннего критика — это поможет вам сохранять уверенный и позитивный тон как в речи, так и в мыслях.
3. Улыбайтесь
Улыбка в действительности позволяет вам ощутить себя более счастливым, что, в свою очередь, передается через ваш голос. А позитивно настроенные люди обычно привлекают других людей. Кроме того, улыбка вызывает структурные изменения вашего рта, что может повлиять на тон голоса — он становится более дружелюбным и отзывчивым.
4. Избегайте монотонной речи
Монотонность свидетельствует о том, что вам скучно — или что вы скучный. Ни то, ни другое не поможет вам влиять на окружающих. Старайтесь варьировать свой тон, временами переходя от низких нот к высоким и обратно. Ваша речь станет более захватывающей и вовлекающей.
5. Подбирайте скорость речи
Люди, которые медленно цедят слова, воспринимаются как менее честные, менее интересные и менее властные, чем те, кто говорит быстрее. Люди с быстрой речью кажутся более энергичными, компетентными и умными.
Это вовсе не означает, что чем быстрее вы будете тараторить, тем лучше. Подберите такую скорость речи, которая позволит слушателю заразиться вашим возбуждением, но все еще улавливать, о чем вы говорите.
6. Не бойтесь делать паузы
Вам может показаться, что этот совет противоречит предыдущему, но паузы, используемые с умом, позволят вам лучше донести свою мысль и произвести большее впечатление. Например, выдержав паузу перед заявлением, вы можете подчеркнуть его важность. Небольшой перерыв в речи также поможет вам собраться с мыслями, не вставляя в речь разные «эээ» и «ну знаете», которые могут повредить вашему имиджу расказчика.
7. Копируйте акцент
Исследования говорят о том, что люди склонны меньше доверять тем, чей акцент отличается от их собственного. Возможно, вы не в состоянии полностью изменить свое родное произношение, но подумайте над тем, какие маленькие поправки вы можете внести в свою речь, чтобы ваш акцент не воспринимался как инородный.
Один мой знакомый, известный ведущий телепередач, имел сильный бостонский акцент. После переезда в другую часть страны он быстро осознал, насколько для его зрителей было важно, чтобы он отказался от своих северо-восточных интонаций.
8. Дышите
Поверхностное, взволнованное дыхание может вызвать напряжение голосовых связок, что не только придает вашему голосу беспокойную интонацию, но также повышает тембр (почему этого следует избегать — см. п. 1). Когда вы начинаете дышать глубоко (животом), это помогает снять волнение, расслабить голосовые связки и добиться более спокойного тона.
9. Используйте ниспадающую модуляцию
Модуляция позволяет нам акцентировать внимание на отдельных словах. Те, кто склонен использовать нарастающую модуляцию (начиная с низкого тембра и заканчивая высоким — например, так мы делаем, когда задаем вопрос) воспринимаются как неуверенные в себе и менее заслуживающие доверия. Поэтому используйте ниспадающую модуляцию (от высокого тембра к низкому), чтобы внушать уверенность и авторитет.