Татарские национальные костюмы SSK. Татарский костюм
- Татарские национальные костюмы SSK. Татарский костюм
- Татарский национальный костюм мужской. Немного истории
- Татарский национальный костюм детский. Занятие «Знакомство с татарским национальным костюмом» для старшей группы
- Татарский костюм мужской. Татарская мужская традиционная одежда
- Современная татарская одежда. Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин
- Татарский костюм женский. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
Татарские национальные костюмы SSK. Татарский костюм
Казанские татары в национальных костюмах. 1862 г.Татарский национальный костюм — это традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар . На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам .
В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита . Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет , чекмень и казакин . В качестве верхней одежды часто надевался халат . Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка .
Часть национальной интеллигенции в конце XIX — начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески .
Татарский национальный костюм мужской. Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.
На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Татарский национальный костюм детский. Занятие «Знакомство с татарским национальным костюмом» для старшей группы
Еникеева Динэ Рустямовна
Занятие «Знакомство с татарским национальным костюмом» для старшей группы
Занятие для старшей группы
на тему « Знакомство с татарским национальным костюмом »
Задачи:
1. Обогащать представление детей о народностях, населяющих Пензенский край.
2. Познакомить детей с татарским национальным костюмом .
3. Расширить словарный запас детей путем знакомства с новыми словами , обозначающими татарскую национальную одежду .
4. Дать представление о татарском орнаменте
5. Развивать творческие способности, художественный вкус, аккуратность и самостоятельную работу.
Предварительная работа.
1. Занятие по русскому национальному костюму .
2. Беседа «Народности, населяющие наш Пензенский край»
3. Чтение татарской народной сказки «Шурале»
4. Слушание татарской колыбельной песни «Ай, былбылым»
5. Изготовление альбома « Костюмы народов Пензенского края»
Вступительная часть.
Дети играют на ковре.
Воспитатель приносит в группу мужской и женский татарский наряд .
Просит детей помощь расположить вещи в уголке «Край мой Пензенский» . Вместе с детьми развешивает одежду на стойку.
- Вам нравятся эти вещи? (Нравятся)
- Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?
-Попробуем представить себя в этих костюмах . Вам было бы удобно? Вас всё устраивает в них? (Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной одежде)
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные ( национальные ) костюмы ? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях , на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинках художников).
-Верно.
- (Воспитатель наглядно показывает и рассказывает о нарядах)
В женский костюм входит платье (кульмэк, жилетка (камзол, штаны – шаровары. На голову повязывали платок нарядный, тюбетейку или шапочку-калфак. Мужской же костюм состоит из рубахи (кульмэк) , штанов (ыштан) и жилетки (камзол) .На ноги обували туфли или сапожки (ичиги) .
- Мы сейчас посмотрели повседневную татарскую одежду , которую носили каждый день.
- А сейчас предлагаю вам посмотреть на праздничный татарский наряд .
Источник: https://nymall.ru/stati/osobennosti-i-raznovidnosti-tatarskogo-nacionalnogo-kostyuma
Татарский костюм мужской. Татарская мужская традиционная одежда
Рамзия Мухамедова ,
кандидат исторических наук
Мужская традиционная одежда волжско-уральских татар мало сохранила местных особенностей, что выражается главным образом в деталях одежды: в форме воротника, большей привязанности костюма отдельных групп к архаичным формам (длинные рубахи, длинные же камзолы и т. д.), наличии заимствованных от соседей элементов костюма.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (күлмәк) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у татар не прослеживаются).
По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах: 1) туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; 2) рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.
Первый тип рубахи шился из прямого, перегнутого поперек (по утку) полотнища. На месте сгиба делался прорез для ворота, с боков пришивались косые клинья (чабу). Рукава пришивались к центральному полотнищу по прямой. Между боковыми клиньями и рукавами вшивались ластовицы — прямоугольные куски ткани (иногда другого цвета). Грудной разрез делался посередине центрального полотнища; края разреза подрубались; для прочности, на спине, по плечам и груди с изнанки нашивали подкладку или подоплеку (инеч). Рубаха застегивалась у воротника на одну пуговицу или же завязывалась цветной тесемкой, продетой в прорезные петли.
Вплоть до середины XIX в. туникообразный тип рубахи с центральным нагрудным разрезом был наиболее распространенным. От туникообразных рубах соседних народов (мари, удмуртов, русских и др.) татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободной и длинной (до колен), с широкими и длинными же рукавами (закрывали кисти рук).
Во второй половине XIX в. некоторое распространение среди татар-кряшен получила туникообразная рубаха с боковым грудным разрезом (косоворотка). Ее шили с высоким стоячим воротником и приполоком (каплавыч).
Второй тип рубахи — со скошенными плечами и круглыми проймами— получил бытование (наравне с рубахой первого типа) во второй половине XIX в. и связан с распространением среди населения, в том числе и сельского, фабричной ткани, прежде всего ситца (ширина которого дает возможность не делать боковые клинья и ластовицы под рукавами). В конце XIX в. этот тип рубахи на всей территории проживания татар становится преобладающим, а в начале XX в.— единственным.
На деталях покроя мужских рубах, особенно второго типа, заметна возрастная дифференциация. Так, рубахи молодых мужчин шились не столь широкими и длинными (выше колен), с несколько зауженными к кистям рукавами. Рубаху носили, за исключением кряшен, навыпуск, не подпоясываясь. Она воспринималась как нижняя одежда, хотя в жаркую погоду в ней нередко появлялись и на улице, особенно в деревнях.
Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства. До конца XIX в. среди казанских татар, особенно Заказанья и северного Приуралья, бытовали обрядовые штаны жениха (кияү ыштаны), сшитые из домашней пестряди с мелкими «выборными» узорами (алмалап суккан алача). Для холодного времени года шили верхние штаны (чалбар) из плотной ткани, в том числе из полусукна домашнего производства (тупа). В начале XX в. покрой чалбар приближался к брюкам европейского образца. Их шили с боковыми карманами, на поясе, с разрезом спереди и на застежках.
Источник: https://nymall.ru/stati/osobennosti-i-raznovidnosti-tatarskogo-nacionalnogo-kostyuma
Современная татарская одежда. Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин
Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.
Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.
Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.
В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.
Татарский костюм женский. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.
Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.
Рубаха-туника
Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.
К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.
Кукрэкчэ, изю и пояс
Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой - кукрэкчэ и внешний нарядный - изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.