Татарский народный костюм картинки. Татарский костюм
- Татарский народный костюм картинки. Татарский костюм
- Татарский мужской национальный костюм. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
- Татарские народные костюмы для детей. Конспект ООД «Красота татарского национального костюма» (подготовительная к школе группа)
- Татарский национальный костюм выкройка. Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Татарский народный костюм картинки. Татарский костюм
Уйгуры и татары в национальных костюмах.Почтовая марка Казахстана, 2007 г.Казанские татары в национальных костюмах. 1862 г.Татарский национальный костюм — традиционная одежда татар. Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар . На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам .
В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита . Основу костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет , чекмень и казакин . В качестве верхней одежды часто надевался халат . Слово халат имеет происхождение от арабского слова хильгат, верхний элемент рабочей одежды. Также была и чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили её, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка .
Часть национальной интеллигенции в конце XIX — начале XX веков, следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески . Основным головным убором у женщин был калфак . Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы .
Татарский мужской национальный костюм. Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар
В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.
Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.
Рубаха-туника
Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.
К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.
Кукрэкчэ, изю и пояс
Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой - кукрэкчэ и внешний нарядный - изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.
Татарские народные костюмы для детей. Конспект ООД «Красота татарского национального костюма» (подготовительная к школе группа)
Айнетдинова Шамиля
Конспект ООД «Красота татарского национального костюма» (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Красногорский детский сад
Пильнинского муниципального района Нижегородской области
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
« Красота татарского национального костюма »
( подготовительная к школе группа )
Выполнила: Айнетдинова Ш. Х.
воспитатель подготовительной к школе группы
Цель:
Познакомить детей с особенностями татарского национального костюма ,расширяя и углубляя знания детей о нашей многонациональной Родине .
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
2. Учить различать татарский и русский народный костюм , выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности .
4. Учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента .
Интеграция образовательныхобластей:
Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине.
Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Словарная работа:
Республика Татарстан , волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка.
Материал к занятию:
Куклы в национальных костюмах .
Аудиозаписи песен, музыки.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Слайд-презентация « Красота татарского костюма »
Предварительная работа:
Чтение народных сказок, былин, песенок.
Заучивание стихов, частушек, загадок.
Слушание песен, музыки.
Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
Ход занятия:
Звучит песня Н. Сорокиной «Милая Россия» .
- Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Татарский национальный костюм выкройка. Зачем мусульмане носят тюбетейки и как их делают? Мастер-класс
Тюбетейка встречается в национальных костюмах многих народов, но называют ее по-разному. Мы приняли участие в изготовлении татарской тюбетейки, но не традиционной, а современной. Мастер-класс показала дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Наша героиня старается всячески популяризировать татарское национальное искусство и в своих изделиях: на галстуки, броши, шапочки и одежду она обязательно наносит традиционный татарский орнамент или триколор.
Несколько веков назад головной убор указывал на статус человека, кроме того по нему можно было определить этническую принадлежность владельца. Сегодня мы постараемся сделать своими руками татарскую тюбетейку. Мы в гостях у дизайнера этнических аксессуаров Светланы Габбасовой.
Этническими аксессуарами Светлана занимается три года. Она шьет женскую одежду, мужские галстуки-бабочки, разрабатывает дизайн значков, но большую часть времени мастерит тюбетейки.
В коллекции нашей героини мы обнаружили множество женских татарских шапочек различных размеров и форм.
Светлана показала нам современную версию колфака, которая отличается от традиционного своим миниатюрным размером.
Такой формы калфаки, носили молодые девушки, есть и другие тюбетейки, более мягкие, их носят женщины постарше.
Кроме традиционных, в коллекции дизайнера были яркие калфаки, которые являются частью татарского праздничного костюма, а также множество маленьких интересных тюбетеек.
Свой бренд Светлана назвала "Габбас коллекшн". Девушка уже успела продемонстрировать свою первую коллекцию одежды и аксессуаров на ежегодном Всемирном Форуме татарской молодежи.
Калфак своими руками
Итак, мы приступили к мастер-классу по изготовлению татарской тюбетейки. Чтобы ускорить процесс, наша героиня подготовила выкроенные детали, которые необходимо было сшить между собой.
Мы пришили атлас к фетру и создали основу для нашей будущей тюбетейки.
Кстати, название - Тюбетейка произошло от тюрского слова "тюбе", что означает верхушка. Родина тюбетейки подлинно не известна. Некоторые ученые ее происхождение связывают с подшлемниками древних воинов, которые они надевали, чтобы избежать прямого соприкосновение металического шлема с головой. В наши дни тюбетейка играет большую роль в культуре многих мусульманских народов
Рукоделием Светлана увлекалась с детства, она умела шить, вязать, вышивать. Но когда стал вопрос о том, какое образование получать, девушка выбрала профессию далекую от творчества. Она пошла учиться на эколога.
И все-таки, швы наша героиня предпочла делать не на людях, а на материале и стала дизайнером. Ее хобби стало для нее любимой работой. Тем временем, мы со Светланой подготовили основу для шапочки и приступили к пошиву верхушки. Она также состояла из фетра и атласа.
Когда верхушка тюбетейки была готова, Светлана объединила ее с основой потайным швом. Так как этот шов требовал опытной руки, мне оставалось только наблюдать за работой мастерицы.
Мы приступили к самой приятной части мастер-класса – украшению тюбетейки кружевом и стразами.
Закрепив булавками кружево по центру шапочки, чтобы не съезжало, мы аккуратными стежками пришили его к тюбетейке.
Классические татарские шапочки заказывают прямиком из Казани. Но современным девушкам хочется, чтобы аксессуар был не только этническим, но и модным. Поэтому Светлана запустила свою линию тюбетеек, которая, кстати говоря, достаточно бюджетна.
Мне понравился крупный жемчужный биссер и белые стразы. Ими мы и украсили ажур на тюбетейке По мере того, как мы нашивали на шапочку бусины и стразы, она преображалась и приобретала нарядный вид.
После мероприятия, где впервые были продемонстрированы изделия Габбасовой, сработал эффект сарафанного радио. И ей стали поступать заказы. Позднее появились группы и паблики в социальных сетях, где можно увидеть фото и заказать понравившийся аксессуар.
За приятной беседой с нашей героиней, мы приступили к финальной стадии мастер-класса.
Светлана человек искренне любящий родную культуру. У нее в планах развивать свой бренд и всячески популяризировать татарское этническое искусство. Недавно Габбасова выпустила коллекцию брошек с татарским орнаментом.
Через несколько минут подкладка была пришита и оставалась одна маленькая, но очень важная для дизайнера деталь.
Теперь я смело могу отправляться в Казань и возможно сойду там за свою. Напомню, что мастерить татарскую женскую тюбетейку нас сегодня научила дизайнер этнических аксессуаров Светлана Габбасова. Это была программа Мастер-класс и я ее ведущая Мадина Амагова. До встречи!